Бородин Г. Н., Государство и анимация
Бородин Г. Н., Государство и анимация, 1926 - 1962 - Москва , 2022 . - 423 с. : ил.
В книге историка анимации Георгия Бородина «Государство и анимация (1926—1962)» впервые наглядно показан «маятникообразный» характер жанровой эволюции советской мультипликации с 1927 по 1941 гг. — ранее исследователями этот период разделялся лишь на две части: «до Диснея» и «после Диснея». Особое место в монографии занимает описание бурных дискуссий о путях развития отечественной мультипликации, разворачивавшихся в середине 1930-х гг. Это позволяет понять причины централизации анимационного производства на студии союзного подчинения «Союзмультфильм» и перехода советской анимации на «диснеевскую» технологию (ранее во многих киноведческих трудах этот переход не вполне справедливо оценивался сугубо негативно и представлялся как произвол властей). Подробно описан процесс постепенной жанрово-тематической и эстетической «оттепели» 1954—1960 гг., которая подготовила почву для часто упоминаемой историками кино «революции» 1961 — 1962 гг., изменившей лицо советской мультипликации. Уделено внимание и тому влиянию, которое оказали на развитие анимации идеологические процессы и кампании — от «борьбы с чуковщиной» до антикосмополитической кампании и борьбы с абстракционизмом в искусстве первой половины 1960-х гг.