Federal State Institution of Culture

Russian State
Art Library

"Art to help the arts"
В электронном каталоге На сайте
Скульптура в собрании Государственного музея А.С. Пушкина

Скульптура в собрании Государственного музея А.С. Пушкина

Скульптура в собрании Государственного музея А.С. Пушкина : [альбом-каталог / сост. кат. И.Н. Сафонова]. - Москва : Государственный музей А.С. Пушкина, 2016. - 96 с. : ил., цв. ил. ; 31 см. На тит. л.: 60 лет Государственному музею А.С. Пушкина, 1945 - 2017. - Библиогр. в подстроч. примеч. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9909128-2-3.

Впервые с момента своего открытия в 1957 году музей представляет коллекцию скульптуры. Она насчитывает около 500 произведений из металла, камня, дерева, стекла и керамики. Ее составляют уникальные авторские работы, гипсовые и бронзовые отливки, слепки, тиражные экземпляры популярных моделей XVIII – начала XXI веков. Показанный на выставке комплекс работ отечественных и иностранных мастеров позволит создать полноценное представление о составе музейной коллекции и соотношении в ней произведений разных художественных школ.
Большая часть экспозиции посвящена скульптурной пушкиниане. Она включает в себя эскизы и проекты памятников, станковые и монументальные произведения. К портретам, появившимся после смерти поэта в 1837 году, относятся, созданные И.П. Витали гипсовые бюсты в венке и без венка, фигура и бюст, отлитые в чугуне по модели А.И. Теребенева. В музее хранятся обе посмертные маски Пушкина первых отливов (без волос и с волосами). Из произведений конца XIX века (периода юбилейных торжеств по случаю столетия со дня рождения Пушкина) в состав выставки вошли скульптуры Р.Р. Баха, И.Н. Шредера, П.П. Трубецкого. Предметом особой гордости музея являются модель московского памятника, голова и бюст А.С. Пушкина А.М. Опекушина.

Советский раздел экспозиции богат самостоятельными станковыми произведениями известных авторов, проектами и эскизами монументов. Наиболее значительное место в этом комплексе занимают произведения, связанные с московской юбилейной выставкой 1937 года и конкурсом проектов памятника в Ленинграде. Христиан Даниэль Раух (Christian Daniel Rauch). 1777-1857. Портрет Иоганна Вольфганга Гете. 1820-е Фигура в рост. Розовый алебастр.Он был объявлен в столетнюю годовщину смерти поэта в 1937 году и завершен лишь через двадцать лет в 1957. Этапным в ходе творческого соревнования и заметным в истории советского искусства является эскиз монумента работы И.Д. Шадра. Он был признан лучшим в 1940 году, но, к сожалению, не был воплощен. Знаковым для своего времени произведением является проект фигуры Пушкина, созданный М.К. Аникушиным в 1950-х годах, после победы в пятом туре ленинградского конкурса. Интересны работы скульпторов второй половины XX века: Е.Ф. Белашовой, А.И. Посядо, Л.М. Баранова, О.К. Комова, В.И. Дудника, А.Н. Бурганова. Имена многих из них уже вошли в историю отечественного искусства, а произведения хранятся не только в российских, но и зарубежных собраниях, украшают улицы и скверы многих городов.

Портретную галерею дополняют изображения современников Пушкина, исторических деятелей, связанных с творчеством или судьбой поэта: императоров Петра I, Александра I, Николая I, Наполеона Бонапарта, адмирала графа Н.С. Мордвинова, врача-хирурга И.В. Буяльского, поэтов И.А. Крылова, В.А. Жуковского, И.В. Гете, философа Ф.М.А. Вольтера. Среди авторов этих скульптур есть талантливые и знаменитые мастера XVIII и XIX веков: Ж.-А. Гудон, О. Пажу, Э.-М. Фальконе, М.-А. Колло, Н.М. Шредль, Х.Д. Раух, Ф.П. Толстой, С.И. Гальберг, А.П. Лаверецкий.

Фигуры писателей и бюсты мыслителей, аллегорические композиции, миниатюрные статуэтки и модели памятников служили в XIX и XX веках излюбленным украшением библиотек и кабинетов образованных людей. Эти произведения мы представили в аутентичной обстановке, расположив их в старых горках и витринах, на консольных столиках и тумбах.

Скульптуры представлены в залах в сопровождении фотографий. Изображения интерьеров помогают представить место и роль скульптур в обстановке комнат. Фотографии памятников передают итоговое воплощение мысли автора, намеченной в эскизе, создают атмосферу бытования монумента. Снимки проектов ленинградского конкурса на памятник Пушкину отображают разнообразие творческих мыслей, воскрешают пространство, время и место происходящих событий.

Книга в электронном каталоге РГБИ