Federal State Institution of Culture

Russian State
Art Library

"Art to help the arts"
В электронном каталоге На сайте

Вопрос № 3121:

Добрый день! В продолжение запроса 3120. Благодарю за информацию и уточняю свой запрос касательно мобильного театра. Имею ввиду направление театра, действие спектаклей которого происходит не в здании, а на улице/в публичном транспорте/специально оборудованном транспорте, где город становится декорациями или участником действия, сам спектакль происходит в аудиальной форме или же как спектакль-прогулка с каким-либо проводником и актерами по каким-нибудь маршрутам, в том числе публичного транспорта или специально разработанным маршрутам. Знаю, что есть отдельный Мобильный Художественный театр Михаила Зыгаря, но мне хочется узнать о самом явлении, его истории и системе координат. Буду очень признательна за помощь!
Категория: Subject
Статус: Готов

Ответ:

Здравствуйте, Оксана!

По интересующей Вас теме в базах данных РГБИ представлено множество материалов.

Мы используем следующие рубрики:
Променад-театр (более 80 результатов)
Спектакль-путешествие (около 200 результатов)
А также более общие рубрики Игровое пространство внесценическое (более 100 статей)
Театр Site-specific (около 100 статей) – по этой теме Вам был ранее рекомендован список литературы и даны рекомендации по дальнейшему самостоятельному поиску https://liart.ru/ru/ask_librarian/detail/2868/.

В данных рубриках отражены как общие материалы, так и публикации об отдельных спектаклях. В рубриках отражены материалы о спектаклях, которые показаны как на улице, так и в не предназначенных для театра помещения. По аннотации Вы найдете материалы, наиболее точно отвечающие Вашей теме.
Вы можете провести поиск самостоятельно двумя путями:
Вы можете последовательно ввести данные рубрики в единой поисковое окно на сайте.
Прямая ссылка https://opac.liart.ru/wlib/
Тогда для просмотра полных текстов нужно зарегистрироваться.
Также Вы можете провести поиск в базе данных «Статьи из журналов и сборников» РГБИ в старом интерфейсе, тогда Вы сможете смотреть полные тексты бузе регистрации. Пройдите по ссылке «Поиск в электронных каталогах РГБИ» http://liart.ru/opacg/nog.htm
Нажмите «Поиск в старом интерфейсе». Вы попадете в Электронный каталог, базовый поиск. В строке «База данных» выберите «Статьи из журналов и сборников». В строке «Предмет» наберите последовательно все рекомендованные выше рубрики.
Для многих статей даны ссылки на полные тексты, кроме этого, ряд статей из театральных журналов можно найти на сайтах журналов.
Для начала работы над темой рекомендуем несколько статей общего характера, найденных в нашей базе «Статьи из журналов и сборников»:

1. Болотян, Ильмира Михайловна. Иммерсивные «экспириенсы» / Ильмира Болотян // Современная драматургия. - 2018. - № 1. - С. 210-214. – Электронная копия доступна в ЭБ РГБИ. – URL: http://195.178.222.75:8083/PDFS/Article/Magazine_Articles/Sovremennaya%20Dramaturgiya/2018/SD_2018_1.pdf#page=57 (дата обращения 1.05.2024). Об иммерсивном театре, его особенностях, происхождении, развитии, примерах иммерсивных спектаклей в Москве. Подробнее о спектакле в жанре променад-театра "Неявные воздействия" (реж. Вс. Лисовский), о проектах импресарио Ф. Елютина: московских версиях спектаклей немецко-швейцарской театральной группы "Римини Протокол" (реж. Ш. Кэги и Й. Карренбауэр) "Remote X" ("Remote Moscow", спектакль-путешествие по Москве) и "Cargo X" ("Cargo Moscow", имитация рейса Магадан - Москва в автобусе); спектаклях бельгийской компании "Ontroerend Goed" - "Твоя игра" (реж. А. Девриндт) и "Smile Off".

2. Власова, Татьяна. «Маршрут построен» : пять аудиобродилок: от питерских баров до вахтанговской Москвы / Татьяна Власова // Театрал. - 2022. - № 7/8. - С. 68-73 : 4 цв. портр. О спектаклях-путешествиях: "Расстаемся" (реж. Ж. Беркович), "Профсоюз работников ада" (реж. С. Александровский), "Вахтангов. Путь к Турандот", "Дальше ехать некуда - это Москва" и биоарте перформансе Flora Sapiens.

3. Власова, Татьяна. Спектакли на ногах : в России завели моду на променад-театр / Татьяна Власова // Театрал. - 2014. - № 9. - С. 35-37 : 3 цв. ил.
О жанре променад-театра (другие названия: спектакль-путешествие, спектакль-квест, "бродилка"). Об изобретателе жанра - британской группе "ПанчДранк" ("PunchDrunk") и ее спектакле-квесте "Нет больше сна" ("Sleep no more"); примерах променад-театра в России.

4. Козич, Софья Сергеевна. 26. "Театр. На вынос" : стрит-арт театр, разыгрывающий питерские СМИ / Соня Козич // Театр. - 2018. - № 35. - С. 69-71 : 3 ил. - (Каталог лучших независимых театров. Петербург. XXI век / составитель: Жанна Зарецкая). - – Электронная версия доступна на сайте журнала. – URL: https://oteatre.info/katalog-luchshih-nezavisimyh-teatrov-peterburga/ (дата обращения 1.05.2024).
О проектах театра - спектаклях с участием случайных прохожих, спектаклях-бродилках, распространении фейковых новостей в СМИ и пр. Создан в 2017 г. Основатель А. Ершов. Главный режиссер М. Карнаухов.

5. Круковская, Татьяна Игоревна. Побег от правды / Татьяна Круковская // Сцена. - 2016. - № 4 (102). - С. 34-37. – Электронная копия доступна в ЭБ РГБИ. – URL: http://195.178.222.75:8083/PDFS/Article/Magazine_Articles/Stage/Stage-2016/Stage-2016-4.pdf#page=35 (дата обращения 1.05.2024).
Иммерсивный променад-театр как актуальный метод в современном театральном процессе. На примере деятельности уличного театра Kamchatka (Барселона, Испания). В частности, о спектаклях театра, посвященных проблеме миграции: "Kamchatka" (2007), "Habitaculum" (2010). Подробнее о спектакле "Fugit" /"Побег"/(2014), показанном в Москве на территории промышленной зоны (июнь 2016).

6. Купченко, Татьяна Александровна. В музее, библиотеке и... автобусе : междисциплинарное искусство на фестивале "Территория" / Татьяна Купченко // Современная драматургия. - 2018. - № 1. - С. 207-209. – Электронная копия доступна в ЭБ РГБИ. – - URL: http://195.178.222.75:8083/PDFS/Article/Magazine_Articles/Sovremennaya%20Dramaturgiya/2018/SD_2018_1.pdf#page=54 (дата обращения 1.05.2024).
О театральных проектах на внесценических площадках и мероприятиях на стыке жанров на фестивале "Территория" (Москва, 2017): выставке "Ночь в библиотеке" Р. Лепажа (с использованием VR-технологий, Московский дом фотографии), видеоинсталляции "Изнанка" (художник Д. Папаиоанну, Московский музей современного искусства), сценической инсталляции "Наследие. Комнаты без людей" (проект Ш. Кэги и Д. Хубера, театр "Види-Лозанн" и компания "Римини Протокол"), спектакле "Война и мир" с использованием отдельных мотивов романа Л.Н. Толстого (интернациональная театральная компания "Гоб Сквод", Великобритания / Германия), спектакле-путешествии в автобусе "La fin du cercle. Конец века/конец круга" (реж. А. Вартанов, в рамках проекта "Живые пространства").

7. Матвиенко, Кристина Николаевна. Вернувшееся / Кристина Матвиенко // Искусство кино. - 2018. - № 1/2. - С. 230-232 : 1 ил.
О спектакле-путешествии "Конец века / Конец круга" (La fin du cercle), представленном в рамках театрального проекта "Живые пространства" на международном фестивале современного искусства "Территория" (Москва, 2017). Реж. Д. Волкострелов. Спектакль проходит в московском автобусе с использованием смонтированного звукоряда, воссоздающего реалии 2000-го года.
Электронная версия в БД EastView (пароль будет отправлен на почту).

8. Пархомовская, Ника Игоревна. Незастывший театр / Ника Пархомовская // Театр. - 2021. - № 46. - С. 120-125 : 4 ил.
О спектаклях-бродилках "4elovevmaske" ( по дворам и улицам Санкт-Петербурга; создатели К. Люкевич, А. Федорова и Н. Касьяненко) и "Красный вольфрам" (на территории московского "Электрозавода", создатель С. Никитин-Римский), роли пространства и взаимодействии с ним авторов и зрителей в этих спектаклях.

9. Платунов, Алексей Александрович. "Remote X". Из Петербурга в Москву / Алексей Платунов, Федор Елютин ; [авт. предисл., беседу вел] Антон Хитров // Театр. - 2015. - № 21/22. - С. 116-121 : 3 ил.
О двух российских версиях международного проекта "Remote X" немецко-швейцарской театральной группы "Римини Протокол" - "Remote Петербург" и "Remote Moscow" (реж. Ш. Кэги и Й. Карренбауэр). Спектакли-путешествия по Санкт-Петербургу и Москве для 50-ти зрителей, которых ведет компьютерный голос, звучащий в наушниках. Беседа с продюсерами петербургской (А. Платунов) и московской (Ф. Елютин) версий об истории создания спектаклей, реакции зрителей-участников и прохожих.

10. Учитель, Константин Александрович. Гений места: опыты взаимодействия / К.А. Учитель // Театр. Живопись. Кино. Музыка : ежеквартальный альманах / Рос. ин-т. театр. искусства - ГИТИС ; [гл. ред. А.Н. Зорин]. - Москва : РИТИ-ГИТИС, 2020. - [Вып.] 2. - С. 141-155 : 6 ил. Библиогр.: 14 назв. – Электронная копия доступна в ЭБ РГБИ. – URL: http://195.178.222.75:8083/PDFS/Article/Magazine_Articles/Almanach%20GITIS/2020/Almanach%20GITIS-2020-2.pdf#page=142 (дата обращения 1.05.2024).
О спектаклях, концертах и перформансах, направленных на поиски взаимодействия аутентичной среды и созданных в ней и под ее воздействием текстов (литературных, музыкальных, документальных). Подробнее о проекте "Путь "Весны священной" (2013-2017), посвященном местам, где И. Стравинский работал над балетом, акции "Маршрут "Старухи" (Санкт-Петербург) - спектакле-путешествии на основе эпизодов из повести Д. Хармса, спектакле "Разговоры беженцев" по мотивам пьесы Б. Брехта (Санкт-Петербург, Москва), действие которого разворачивается на столичных вокзалах.

Если у Вас возникнут вопросы по самостоятельному поиску материала, пожалуйста, напишите нам по электронной почте cio@liart.ru, также мы пришлем Вам с этой почты дополнительные материалы, пожалуйста, проверяйте папку СПАМ.

С уважением, библиограф Ирина Борисовна Титунова.
Ответ подготовлен 1.05.2024.

Версия для печати