Federal State Institution of Culture

Russian State
Art Library

"Art to help the arts"
В электронном каталоге На сайте

Вопрос № 229:

Здравствуйте! Помогите,пожалуйста ,с литературой для моего диплома: "Отечественный и зарубежный опыт организации музейно-педагогических программ для глухих и слабослышащих туристов". (Экскурсии для глухих и слабослышащих) Возрастная категория любая. Заранее Спасибо!
Категория: Subject
Статус: Готов

Ответ:

Здравствуйте, Катерина!

Предлагаем Вам небольшой список литературы для начала работы над темой. Список составлен на основе Электронного каталога и базы данных «Статьи» РГБИ, Электронног каталога и базы данных «Иниформкультура» Российской государственной библиотеки (РГБ), Электронного каталога Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского

Издания из фондов РГБИ:

Книги

1. «Музей истории Москвы", музейное объединение. Материалы международной научно-практической конференции : [сборник] / Правительство Москвы, Департамент культуры Москвы, Музейное об-ние "Музей истории Москвы" ; [сост.: Т.П. Горбачева, Г.М. Отвагина]. - Москва : Музей истории города Москвы, 2008 - .
Вып. 6: Традиции городской благотворительности и вопросы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в начале XXI века, Москва, октябрь 2009 г. ; Изучение и музейная интерпретация процессов поиска социальной гармонии в городском сообществе, Москва, октябрь 2010 г. - 2010. - 203, [8] c. ил., портр. : ил.

Статьи из журналов

2. Аврова А. Музей, который не слышно // Мир музея. - 2007. - № 10. - С. 38: ил.
Традиции общения и взаимодействия с социально незащищенными детьми в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве. В частности о работе со слабослышащими.

3. Овчинникова, Марина Васильевна. Утешение красотой / Марина Овчинникова // Мир музея. - 2010. - № 1. - C. 21 : 2 цв. ил.
Практика работы с инвалидами по зрению и слуху в "Доме народной культуры" г. Сарапул (Удмуртия).

4. Реабилитация инвалидов музейными средствами Карельские узоры / Ирина Куспак [и др.] // Мир музея. - 2011. - № 12. - C. 39-41 : 6 цв. ил.
Культурно-образовательные проекты Музея изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск, 2000-2010-е гг.), в частности "И мир станет звучным и красочным", "С миром на равных" (для детей-инвалидов по зрению и слуху), "Здравствуй, музей"; "Отражение Вечности" (создание виртуальной экскурсии по музею для инвалидов).

Издания из фондов Российской государственной библиотеки:

Книги, статьи из сборников

5. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы : учеб.-метод. пособие / Е. Г. Речицкая ; Всерос. о-во глухих, Ленингр. восстановит. центр. - Л. : Ленингр. восстановит. центр ВОГ, 1988. - 114 с. - Библиогр.: с.112-113
В пособии рассматриваются, в том числе, особенности содержания и методики проведения экскурсий для глухих учащихся.

6. Речицкая, Е.Г. Содержание и организация экскурсий с учащимися младших классов школ глухих // Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся : межвуз. сб. науч. тр.- М.,1984. – С. 19-28.

7. Реут, М. Н. Длительная экскурсия-путешествие - метод психокоррекции и социальной реабилитации глухого подростка [Текст] / М.Н. Реут // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей. - Казань, 1997. - С. 125-128

8. Хардина, В. А. Музейно-образовательная программа как условие речевого развития слабослышащих дошкольников : [коррекция нарушений речи] / В. А. Хардина // Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семьям [Текст] : сб. материалов по результатам проведения метод. недели / Упр. образования Курчат. р-на администрации г. Челябинска, Психол.-медико- пед. комис. ; [ред.-сост.: М. В. Найн, Е. Р. Теплякова]. - Челябинск : Цицеро, 2011. – С. 124-127

9. Braunsteiner, Maria Luise. Das Museum als Bildungsstätte für hörbehinderte Schüler zwischen Warenhaus und Musentempel / Maria-Luise Braunsteiner. - Wien : WUV-Universitätsverl., Cop. 1995. - 157 с. - (Diss. der Univ. Wien; Bd. 00214). - Bibliogr.: S. 147 - 157.
Учебно-воспитательная работа музеев со слабослышащими школьниками (исследование на материале Австрии). Диссертация

Статьи из журналов

10. Рябчикова Е. Школьный музей // Жизнь Сокольников. - 2000. - N 3. - С. 10 - 11 : ил.
Школьный музей, организованный в школе-интернате для слабослышащих детей им. К.А. Микаэльяна N 30, экспозиции посвящена истории интерната.

11. Burda P. Something for everyone // Museum news. - 1996. - Vol. 75, N 6. - P. 24 - 27: ill.
Опыт музеев США по обеспечению широкого доступа в них посетителей-инвалидов. Разработка специальных выставок, образовательных программ, рассчитанных на людей с ограниченным слухом, зрением, способностью передвижения.

12. Finlay D. Caring for the community // Museums journal. - 1994. - N 6. - P. 31: ill.
О необходимости специальной подготовки сотрудников музеев для работы с посетителями со слабым слухом и зрением: психологический тренинг экскурсоводов, создание специальной группы владеющих языком жестов для общения с глухими (Великобритания).

13. Formations de l'OCIM // Lettre de l'OCIM. - 2002. - № 83. - P. 44-48.
Сведения о мероприятиях, организуемых Бюро музеографической кооперации и информации (OCIM) (Дижон) в рамках программы повышения квалификации музейных работников, в частности "Образовательные акции для слабослышащих и слабовидящих посетителей"

14. Kalisher E. Reexamining diversity: a look at the deaf community in museums // Curator. - 1998. - Vol. 41, № 1. - P. 13-35: ill.
Содержание специальных программ, форм контактов и экскурсий для глухих и плохо слышащих людей, разработанных в Университете Окленда (Калифорния, США) и применяемых музеями, работающими в соответствии с актами о реабилитации инвалидов, принятыми в США в 1973 и в 1990 гг.

15. Leishman M. Providing insights // Museums journal. - 1994. - N 6. - P. 33 ill.
О программе социальной реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов по слуху, проводимой Советом по вопросам туризма в Глазго (Великобритания). Важнейшим компонентом программы стало обеспечение доступа инвалидов в музеи наравне с остальными посетителями.

16. Les sourds peuvent maintenant beneficier de visites-conferences // Gazette des beaux-arts. - 1993. - N 1496. - P. 3.
Разработка для людей с дефектами слуха методики экскурсий-лекций на языке жестов при посещении ими художественных музеев и памятников истории. Ассоциации "Международное визуальное искусство глухих", ответственной за проект, активную помощь в подготовке персонала для ведения специализированных экскурсий оказывают Управление музеев Франции, Национальный фонд исторических памятников, Лувр, мэрия Парижа (Франция).

17. McGinnis R. The disabling society // Museums journal. - 1994. - N 4. - P. 27 - 29, 33 : ill.
О создании условий для ознакомления с музейными экспозициями инвалидов, в том числе инвалидов по слуху, и людей с физическими недостатками (Великобритания).

18. McGinnis R. Listen with MoMA // Museums journal. - 1994. - N 6. - P. 29.
Об опыте работы Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке (США) с инвалидами, в частности с инвалидами по слуху.

Рекоменлуем Вам обратить внимание на списки литературы в книгах и статьях. Также рекомендуем самостоятельно провести поиск по более общей теме – работа музеев с людьми с ограничеснными возможностями в базе «Статьи» РГБИ http://liart.ru/opacg/nog.htm. В строке Предметные рубрики наберите 'ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - И МУЗЕЙ*. Также рекомендуем самостоятельно провести поиск в электронном каталоге Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru

Рекомендуем также обратиться в Государственный музей – гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А.Островского (Москва) http://museumpreod.ru/museum.html, имеющий большой опыт работы с инвалидами.

С уважением, библиограф Ирина Борисовна Титунова.

Версия для печати