Ответ:
Добрый день, Дарья.
К сожалению, такой аспект музейной работы как взаимодействие зрячих и незрячих посетителей почти не рассматривается в литературе. Тема требует глубоких библиографических разысканий. Возможно, Вам надо обратиться непосредственно в музеи для консультации по теме. Для начала работы над темой предлагаем небольшой список литературы общего характера из фондов РГБИ:
Герасимова Е.Л. Язык скульптуры по Брайлю / Елена Герасимова ; беседовала Ксения Сергазина // Мир музея. - 2012. - № 6. - C. 35-36.
О новой экспозиции в Третьяковской галерее для незрячих посетителей. Представляет собой выставку скульптуры, доступной для тактильного восприятия. Кратко об опыте работы зарубежных музеев с посетителями, имеющими проблемы со зрением.
Каменщиков А.В. Увидеть старину руками / Артем Каменщиков // Мир музея. - 2011. - № 11. - C. 40-41 : 5 цв. ил.
Опыт работы Национального музея Республики Татарстан (Казань) с инвалидами по зрению.
Карельские узоры / Ирина Куспак [и др.] // Мир музея. - 2011. - № 12. - C. 39-41 : 6 цв. ил.
Обзор культурно-образовательных проектов Музея изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск, 2000-2010-е гг.),в частности «И мир станет звучным и красочным», «С миром на равных» (для детей-инвалидов по зрению и слуху); «Здравствуй, музей»; «Отражение Вечности» (создание виртуальной экскурсии по музею для инвалидов).
Кузьмина Н. Как подготовить и провести экскурсию для инвалидов по зрению / Наталья Кузьмина // Мир музея. - 2012. - № 6. - C. 37-38.
Люкшин Ю. Краски Богоявления / Ю. Люкшин // Юный художник. - 2007. - № 11. - С. 38-39 : 5 цв. ил.
О мастер-классе, проведенном в Государственном Эрмитаже с юными художниками - воспитанниками Санкт- Петербургской школы-интерната № 1 для детей с нарушениями зрения (в рамках совместной программы Эрмитажа и школы-интерната им. К.К. Гройса «Прошлое на кончиках пальцев»), о появившихся его результате детских рисунках, в частности на тему Крещения (Богоявления).
Овчинникова М.В. Утешение красотой / Марина Овчинникова // Мир музея. - 2010. - № 1. - C. 21 : 2 цв. ил.
Практика работы с инвалидами по зрению и слуху в «Доме народной культуры» г. Сарапул (Удмуртия).
Трошенкова М. Пряный аромат тюдоровской эпохи на ладони / Мария Трошенкова // Мир музея. - 2011. - № 9. - C. 5-9 : 11 цв. ил.
Новая экскурсионно-образовательная программа «Эпоха великих гастрономических открытий: застольные обычаи шекспировской Англии» в музее «Английское подворье» в Москве. Программа расчитана на слепых и слабовидящих посетителей.
Из фондов Российской государственной библиотеки
http://www.rsl.ru/ru:
Ваньшина О.П. Инвалиды по зрению в музее // Реабилитация инвалидов по зрению во Всероссийском обществе слепых: проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ.- конф. (12-13 нояб. 2002; Москва) / Отв. ред. Абрамова Л.П. - СПб., 2003. - С. 17-19.
Опыт работы Государственного Дарвиновского музея с незрячими и слабовидящими посетителями, оказания им помощи в восприятии экспонатов. Решение задачи работы с незрячими посетителями в зарубежных музеях.
Выставка скульптуры для слабовидящих и слепых // Справ. руководителя учреждения культуры. - 2009. - № 5. - С. 87.
Открытие выставки скульптуры Л. Гадаева (1938-2008) для слепых и слабовидящих в помещении Третьяковской галереи на Крымском валу (в рамках арт-терапевтической программы «Музей, открытый для всех»).
Долгинцев В. В историю - на ощупь / В. Долгинцев // Музей. - 2008. - № 4. - С. 64-67 : ил.
Краткий обзор проектов для слепых и слабовидящих людей, реализуемых в различных музеях мира. Опыт Эрмитажа: создание специализированной трехгодичной программы для слабовидящих и слепых детей. Детализация форм работы с детьми в рамках программы.
Калинин Т.А. Реабилитационные возможности музейной педагогики // Технологии социально-культурной реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью: сб. науч. и метод. материалов науч.-практ. конф. (дек. 2001; Рязань) / Ред. Гришина Н.Н. - Рязань: Узорочье, 2003. - С. 73-74.
Художественный музей как центр общения и синтеза искусств, необходимых в образовательно-воспитательном процессе, и как среда, обладающая реабилитационными возможностями для детей-инвалидов, их творческого развития, художественного образования. Опыт работы Государственного Русского музея, Рязанского художественного музея, художественных музеев Германии. Проведение музейных занятий, на которых соединяют детей слепых и видящих, чтобы помочь взаимному обогащению и усилить способность понимания произведения искусства через осязание и слух.
Келлер Е. Искусство осязать // Мир музея. - 1995. - N 5. - С. 65 - 66.
К проблеме взаимодействия музеев с незрячими посетителями, опыт решения данной проблемы в зарубежных музеях.
Мамаевская Л.К. Деятельность первых музеев для слепых и слабовидящих посетителей в конце XIX-XX в. / Л.К. Мамаевская // Музей в современном образовательном пространстве (к 35-летию ОГИИК) : сб. науч. ст., докл. и тез. Третьих музейных чтений «Современные проблемы музееведения» (Орел, 16-17 мая 2007). - Орел : Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2007. - Вып. 2. - С. 63-66.
Меняющийся музей в меняющемся мире // 60 параллель. - 2008. - № 2 (№ 29). - С. 108-117.
Подведение итогов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире-2008 г.». В частности, в номинации «Социально-ориентированные музейные проекты»: «Музей археологии для слепых детей в Историческом музее» (Москва).
Музейный просвет : сб. ст. / под ред. М.Б. Пиотровского и А.А. Никоновой. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2009. - 384 с. - Из содерж. : «Прошлое на кончиках пальцев» - специализированная программа для слепых и слабовидящих детей (Гос. Эрмитаж) / Н.Н. Николаев и др. - С. 142-150 ; «Посетитель с проблемами» : роль музея в процессе социальной адаптации / Л.С. Тимофеева. - С. 181-189.
Реабилитация инвалидов музейными средствами : материалы заседаний круглого стола, 29 июня-1 июля 2011 г., Москва : в рамках III Междунар. конф. «Равные права - равные возможности. Универсальный дизайн : новые концепции и лучшие примеры». - М. : ИПРПП «Реакомп», 2011. - 148 с. : ил. - Из содерж. : Доступность музеев и выставок для слепых и слабовидящих посетителей (с. 134-140); Галереи и музеи в Чехии, приспособленные для инвалидов по зрению и для других ( С. 141-145).
Шишлина Н. Прочти историю руками / Н. Шишлина, Е. Каверзнева // Мир музея. - 2009. - № 10. - С. 34-40.
Разработка и реализация проекта «Музей археологии для слепых детей» в Историческом музее (2008-2009).
Brody, E. Samsung showcases collection / Erica Brody // Art news. - 2005. - № 2. - P. 78.
Архитектура открытого в Сеуле нового музея - Музея искусства Самсунг Leeum. Постоянные экспозиции оснащены подвижными сенсорными цифровыми аудиовизуальными гидами, созданными Самсунгом для глухих и слепых посетителей.
Cannon-Brookes, P. The future of audio-tactile approaches to works of art // Museum management and curatorship. - 1995. - Vol. 14, N 4. - P. 422 - 425 : ill.
Утверждение в 1993 г. международного проекта «Открытие европейских городов», (туризм для слепых и слабовидящих людей).
Ferron, E. Pour voir les musees autrement ... // Lettre de l'OCIM. - 2003. - № 90. - P. 4-13 : ill.
Разработка Образовательной службой музеев Страсбурга программы «Увидеть музей по-другому» для аудитории слабовидящих и слепых людей.
Galico, A. Quand le musee apprend des visiteurs / Agnes Galico, Christine Laemmel // Lettre de l'OCIM. - 2004. - № 96. - P. 25-31.
Концепция экспозиции для слабовидящих и слепых детей «Я трогаю, ты видишь: мы открываем мир животных» в Зоологическом музее Ун-та Луи Пастера (Страсбург).
Marwick, S. Out of the mouths of babes // Museums journal. - 1994. - N 10. - P. 21 - 22 : ill.
Деятельность городских музеев и галерей Эдинбурга по расширению детской аудитории. В частности, стремясь расширить детскую аудиторию, музеи привлекают к своей работе учащихся Королевской школы для слепых.
McGinnis, R. Listen with MoMA // Museums journal. - 1994. - N 6. - P. 29.
Об опыте работы Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке (США) с инвалидами. В частности, с 1972 г. под руководством опытных гидов проводятся специальные программы для слепых посетителей.
Notes de lecture // Lettre de l'OCIM. - 2004. - № 92. - P. 68-72.
Обзор книг: «Оценка мультисенсорной экспозиции для видящих и слепых детей» (издана Зоологическим музеем Страсбурга).
[Recensio] // Museums j. - 2003. - № 12. - P. 40. - Rec. ad op.: Talking images guide/research/RNIB. - [London]: Vocaleyes, 2003.
Цель рецензируемого пособия «Говорящие образы» - способствовать обеспечению комфортного пребывания в музеях, галереях, исторических местах слепых и слабовидящих посетителей.
Shinn, M. Seeing the light / Matt Shinn // Museums j. - 2005. - № 1. - P. 25-27.
Методы адаптации экспозиций, экскурсионного и информационного сопровождения для слабовидящих и слепых людей в Великобритании.
Terry, P. New rules will require even greater access to museums // Museum news. - 1990. - Vol. 69, N 1. - P. 26 - 28.
О разработке музеями США дополнительных мероприятий, предназначенных для определенных категорий посетителей. Привлечение таких посетителей в музеи с помощью специально продуманных программ.
Worton, J. [Recensio] // Muse. - 1990. - Vol. 8, N 2. - P. 88 - 89.
Рец. на книгу «Что надо знать музейным экскурсоводам» (Groff G., Gardner L. What museum guides need to know: access for blind and visually impaired visitors. - New York: Amer. found. for the blind, [1989], 55 p.), посвященную вопросам составления путеводителей по художественным музеям для слепых (США).
С уважением,
библиограф Надежда Пинто.