Дата: 29.05.2015
29 мая в Зале на Кузнецком РГБИ была показана композиция «Художественный мир русского авангарда» по дневникам художника Александра Михайловича Родченко, подготовленная сотрудником Отдела научной информации Ириной Анатольевной Савочкиной и заведующей Отделом научной информации Татьяной Александровной Кравченко.
Художественный монтаж позволил проследить творческий путь художника Александра Родченко и судьбу «левых» художников в советской России с 1911 по 1954 гг. Важнейшие события русской истории 20 века – Великая Октябрьская революция, Гражданская война, Великая Отечественная война нашли отражение в дневниках художника.
Родченко, как и другие художники-авангардисты, безоговорочно принял Великую Октябрьскую Революцию, и внес значительный вклад в создание конструктивистского визуального языка, отвечающего идеологическим требованием первых лет советской власти. «Мы, левые художники, пришли работать с большевиками первые. И этого никто не имеет права отнять у нас, это можно только умышленно не помнить. И чтобы это не забывалось, мы это напомним: Мы первые оформляли советские демонстрации. Мы первые советизировали и преподавали в художественных вузах. Мы первые организовали советскую художественную промышленность. Мы первые делали первые советские плакаты, стяги, знамена, РОСТу и т.д.». Однако, в 1951 году, на волне борьбы с формализмом, Александр Родченко и его жена Варвара Степанова были исключены из Союза художников СССР.
В композиции «Художественный мир русского авангарда» через призму дневников одного художника показана трагическая судьба художников авангарда в Советском Союзе.
В основу композиции положена книга:
Родченко, Александр Михайлович. Опыты для будущего. Дневники. Статьи. Письма. Записки / Александр Родченко. - М. : Грантъ, 1996. - 415 с.
С книгой можно ознакомиться в Читальном зале Российской государственной библиотеки искусств.
Композиция сопровождалась показом слайдов с фотографиями и картинами Александра Родченко.