Дата: 15.01.2015
9 января 1885 года, 130 лет назад спектаклем «Русалка» А.С. Даргомыжского открылась знаменитая Частная опера Саввы Ивановича Мамонтова, объединившая замечательных художников, музыкантов, певцов – , Поленова, Серова, Коровина, братьев Васнецовых, Рахманинова, Шаляпина, Забелу-Врубель. Меценат и деятель культуры, «Савва Великолепный» в течение немногих лет показал московской публике лучшие оперы русских композиторов, утвердив величие нашей национальной музыки.
Оперный театр, золотой век русского меценатства, Мамонтовский художественный кружок в Абрамцеве – центральные темы выставки. Особого внимания заслуживают две книги, являющие собой образцы совершенной полиграфии и богатейшего историко-архивного материала. Это «Частная опера в России» - проект фонда «Поколения», уже снискавшего славу у библиофилов подарочными изданиями, и РГАЛИ, обладающего богатейшими фондами, и вторая - тридцатилетний труд искусствоведа Э. Пастон «Абрамцево. Искусство и жизнь», занимающейсяабрамцевской усадьбой долгие годы и вобравшей в себя духовную идею Абрамцева, которая, по словам П. Флоренского, «если будет жива, то не всё погибло».
15 января исполняется 220 лет со дня рождения поэта – гениального автора «Горя от ума», дипломата, блестящего музыканта Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829). Жизнь и труды этого одарённейшего, «умнейшего», «государственного» (по словам Пушкина) человека были связаны с Кавказом, Азией – много лет он провёл в Тифлисе (где и было написано «Горе от ума») и Тегеране (где он нашёл свой мученический конец).
В книге историка и писателя Н.Я. Эйдельмана «Быть может, за хребтом Кавказа…» - захватывающем, почти приключенческом повествовании, - читатель встречается с Кавказом Грибоедова, Пушкина, Одоевского. Наиболее чуткого, вдохновлённого судьбой Грибоедова читателя, автор отсылает к знаменитому роману Ю.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» о последнем годе жизни поэта, прочитав который, захочетсявернуться к творчеству самого Грибоедова. Читатель имеет редкую возможность познакомиться на выставке с малоизвестными комедиями и драматическими сочинениями Грибоедова, его поэзией и путевыми заметками, а также письмами и служебными бумагами.
19 октября отмечается 150-летие художника Валентина Александровича Серова (1865-1911) – одного из ярчайших мастеров Серебряного века. В своём творчестве Серов отразил и внешний блеск рубежа XIX-XXвеков и мятежность переломной эпохи. Художник создал уникальную портретную галерею всемирно известных современников – Шаляпина, Римского-Корсакова, Чехова, Дягилева, Ермоловой, Станиславского, передав таким образом их мощные творческие импульсы в грядущий век.
Воспоминания матери художника и его дочери, искусствоведческие работы современников – А. Бенуа, С. Щербатова, С. Маковского ярко представляют портрет самого В.А. Серова. Советуем непременно познакомиться с трудом В.П. Лапшина «Валентин Серов. Последний год жизни», в котором автор подробно, «день за днём» прослеживает, как проходил для художника 1911 год. Дневниковая форма повествования подкупает, доносит до читателя пульс жизни В.А. Серова и пульс его времени, а богатейший иллюстративный материал делает книгу бесценной. С особым чувством представляем монографию «Серов – рисовальщик» первого биографа художника – И. Грабаря, который подготовил работу о своём друге по просьбе московского книгоиздателя О. Кнебеля, жившего и работавшего на Петровских линиях в том самом доме, где ныне расположен абонемент РГБИ. Частым гостем издателя был и сам Валентин Александрович Серов.