Презентация альбома «Сороковые роковые… Спектакли о войне: фотографии из фондов Российской государственной библиотеки искусств» и библиографического указателя «Драматургия эпохи Великой Отечественной войны» прошла 6 июня в демонстрационном зале ГУМа, прямо в сердце столицы. На ней выступили авторы и составители этих проектов, а также ведущие театроведы, известные историки искусств и молодые актеры.
«Театр одним из первых откликнулся на события Великой Отечественной войны. Драматурги и театральные коллективы были чрезвычайно мобильны. В годы войны было написано 350 полных многоактных пьес и 600 — одноактных. Это колоссальное количество. Первые пьесы появились уже 1941 году», — директор РГБИ Ада Колганова в приветственном слове поблагодарила всех, кто участвовал в подготовке изданий, и кратко рассказала о концепции проектов.
Первая часть презентации была посвящена библиографическому указателю «Драматургия эпохи Великой Отечественной войны». Работу над ним начали сотрудники тогда еще Государственной центральной театральной библиотеки в июне 1941 года. Заведующая бюро театральных вырезок, библиограф Евгения Суслова оперативно и самоотверженно отражала важнейший этап в жизни советского театра. В итоге был создан машинописный справочник в восьми томах. Сегодняшний указатель — наиболее полный свод драматургии военных лет, созданный с учетом современных возможностей. Издание знакомит со множеством забытых и малоизвестных пьес, которые могут быть использованы в постановках профессиональных и самодеятельных театров. В новый указатель вошли сведения даже о машинописных и стеклографированных пьесах, изданных Всесоюзным управлением по охране авторских прав (ВУОАП), — их экземпляры хранятся в фонде Отдела редких книг РГБИ.
«Библиографический справочник говорит действительно о живом процессе. Театры и зрители хотели живого слова, современного слова драматурга о том, что происходит не только на фронте, но и в жизни. Поменялись зрители, возник новый взгляд, особенно серьезный», — отметил автор предисловия к указателю, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежного театра Российского института театрального искусства — ГИТИС Дмитрий Трубочкин. «В этих книгах есть и человеческое измерение, представлен масштаб работы библиотекарей, который очень-очень велик и в особенности он раскрывается в контексте юбилея Победы».
Заведующая научной библиотекой ГИТИС Марина Зеленцова отметила колоссальный труд составителей указателя. Она обратила внимание на уникальный вспомогательный аппарат, который включает указатель авторов пьес и инсценировок (в том числе переводчиков, либреттистов, композиторов и иллюстраторов), указатель заглавий, указатель жанров по формам, содержанию и видам сценического исполнения. Она также подчеркнула, что пьесы в указателе расписаны по ролям, а это очень важно для практической работы театра.
Во второй части презентации был представлен альбом «Сороковые роковые… Спектакли о войне: фотографии из фондов Российской государственной библиотеки искусств», выпущенный РГБИ совместно с театральным издательством NAVONA. В альбоме собраны уникальные фотографии спектаклей московских театров, хранящихся в фондах Российской государственной библиотеки искусств. На них запечатлены сцены из постановок 1940-1970-х гг., рассказывающих о трагических событиях Великой Отечественной войны и подвигах советского народа. О тонкостях создания проекта — от замысла до реализации — рассказала руководитель издательства Елена Эрикссен.
«Это необычный альбом! Его можно носить в кармане, если карман большой, в сумочке, затрепать любовно… Действительно очень и очень полезная информация, связанная с хорошим, грамотным обзором спектаклей и самое главное — с его фотографиями. Хочется их перелистывать и ощущать непрерывность момента перехода от традиций 1941 года до 1945 года», — высоко оценил издательский проект РГБИ Дмитрий Трубочкин.
Театровед Анаит Оганесян искренне и проникновенно рассказала о значении театра для людей, переживших войну, а киновед Дмитрий Салынский поделился воспоминаниями о том, как его отец — драматург Афанасий Салынский, работал над созданием пьесы «Барабанщица». В завершении студенты ВТУ им. М.С. Щепкина Иван Кирюхин, Константин Кирсанов, Алиса Илларионова исполнили один из самых драматичных эпизодов пьесы «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова.
Представители библиотек, музеев и театров получили экземпляры изданий в подарок.