Ответ:
Добрый день, Татьяна!
Предлагаем выборочный список литературы для начала работы над темой. Список составлен с помощью Электронного и Предметного каталогов РГБИ, базы данных «Статьи из журналов и сборников», электронных каталогов Российской государственной библиотеки и Санкт-Петербургской театральной библиотеки.
Авторефераты диссертаций:
- Вайшите И. В. Некоторые вопросы самостоятельной работы актера над собой (воспитание воли, внимания, воображения) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / Вайшите Ирэна Владо ; Гос. ин-т театр. искусства им. А. В. Луначарского. - Москва, 1956. - 16 с.
- Велтсиста В. Феномен актерского восприятия и его значение в процессе профессионального воспитания актера : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения : специальность 17.00.01 - Театральное искусство / Василики Велтсиста ; Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. - Москва : [б. и.], 2019. – 27 с. – Электронная версия автореферата доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01008592268?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 21.07.2022).
- Латышева Н. А. Роль воображения в голосоречевом воспитании актера-кукольника : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения : спец. 17.00.01 - театр. искусство / Латышева Наталья Александровна ; М-во культуры РСФСР, Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. - Ленинград, 1986. - 23 с.
- Петрова Э. А. Мышление и воображение в словесном действии чтеца-рассказчика : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. (17.00.01) / Петрова Эмилия Александровна ; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Ленинград, 1980. - 20 с.
- Скляр И. Г. Эстетика сценического творчества актера : на материалах системы К. С. Станиславского : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Скляр Игорь Григорьевич ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2003. - 20 с.
Издания нет в РГБИ
Все диссертации хранятся в РГБ https://www.rsl.ru/.
Книги и статьи:
- Александровская М. Б. О развитии воображения актера / М. Б. Александровская // Азы актерского мастерства : сборник статей / Санкт-Петербургская гос. акад. театр. искусства ; [сост. Ганелин Е. Р.]. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - С. 107-118.
Издание доступно для удаленного просмотра в Электронном абонементе РГБИ после регистрации на сайте или по номеру читательского билета.
- Бабичева Е. В. Психологическая мотивация актерской фантазии и воображения : опыт самостоятельной работы студентов в период пандемии / Е.В. Бабичева. - Москва : Спутник +, 2020. - 90 с.
- Бутенко Э. В. Имитационная теория сценического перевоплощения / Эдуард Бутенко. - Москва : Прикосновение, 2004. - 271 с. - (Russian drama school).
Из содерж.: Творческое воображение. - С. 117-126; Воображение и чувство. - С. 127-144; Феномен перевоплощения. Воображение и движение. - С. 145-166.
- Васильев Ю. А. Сценическая речь: восприятие - воображение - воздействие : вариации для творчества : учебное пособие : для студентов высших учебных заведений / Ю.А. Васильев. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербург. гос. акад. театр. искусства, 2007. - 430, [1] с. : ил.
- Дубровский А. В. Поиск путей развития фантазии современного студента актерского факультета театрального института / А. В. Дубровский // Театр. Живопись. Кино. Музыка : ежеквартальный альманах / Рос. акад. театр. искусства - ГИТИС ; [гл. ред. А.Н. Зорин]. - Москва : РАТИ-ГИТИС, 2022. - [Вып.] 1. - С. 194-203. - Библиогр.: с. 201-202 (10 назв.). – Электронная версия статьи доступна в электронной библиотеке РГБИ. URL: http://195.178.222.75:8083/PDFS/Article/Magazine_Articles/Almanach GITIS/2022/Almanach GITIS-2022-1.pdf#page=195 (дата обращения: 21.07.2022).
- Зверева Н. А. Воображение и внимание в методике Михаила Чехова / Н.А. Зверева // Театр. Живопись. Кино. Музыка : ежеквартальный альманах / Рос. акад. театр. искусства - ГИТИС ; [гл. ред. К.Л. Мелик-Пашаева]. - Москва : РАТИ-ГИТИС, 2013. - [Вып.] 1. - С. 50-57. - Библиогр.: с. 58 (4 назв.). – Электронная версия статьи доступна в электронной библиотеке РГБИ. URL: http://195.178.222.75:8083/PDFS/Article/Magazine_Articles/Almanach GITIS/2013/Almanach GITIS-2013-1.pdf#page=50 (дата обращения: 21.07.2022).
О театральной методике М. Чехова, воображении и внимании как едином действенном процессе восприятия, вызывающем в актере энергетические и психологические изменения.
- Латышева Н. А. О механизмах актерского воображения / Н. А. Латышева // Теория и практика сценической речи : сборник научных трудов / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова ; [редкол.: В. И. Тарасов (ред.- сост.) и др.]. - Ленинград : ЛГИТМИК, 1985. – С. 89-99.
Издание доступно для удаленного просмотра в Электронном абонементе РГБИ после регистрации на сайте или по номеру читательского билета.
- Микеладзе Н. М. О творческом воображении актера / Н. М. Микеладзе // Записки о театре : [сборник / ред. коллегия: ... А. Г. Чирков (отв. ред.) и др.] ; Ленингр. гос. театр. ин-т им. А. Н. Островского. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1960. – С. 44-71.
- Мишенев С. В. Соло-композиция с оружием в методике обучения актера / С.В. Мишенев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15, Искусствоведение. - 2014. - Вып. 1. - С. 55-63. - (Научные концепции развития театрального искусства: история и современность). - Библиогр.: 6 назв. – Электронная версия статьи доступна в электронной библиотеке РГБИ. URL: http://195.178.222.75:8083/PDFS/Article/Magazine_Articles/Vestnik_SPBU_Isk/2014/2014-1/Vest_SPBU_2014_1_55-63.pdf (дата обращения: 21.07.2022).
О самостоятельном явлении боевой культуры - соло-композиции с оружием (условный бой с воображаемым противником), его истории, изучении и методическом использовании студентами актерской специальности в рамках курса "Сценическое фехтование". Подробно рассматриваются плюсы и минусы данной формы обучения. В частности, о методе идеомоторной тренировки, технологии имаготренинга, основанном на функциях творческого воображения.
- Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : интеллект, воображение, эмоции : метод действенного развития / Эльвира Сарабьян. - Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2011. - 189, [2] с. - (Золотой фонд актерского мастерства).
- Станиславский К. С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. О технике актера / М.А. Чехов ; [вступ. ст. О.А. Радищевой ; Союз театр. деятелей Рос. Федерации]. - Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2003. - 487,[2] с. : ил.
- Товстоногов Г. А. Внимание и воображение : декабрь 1982 года / Г. А. Товстоногов, А. И. Кацман // Товстоногов Г. А. Беседы о профессии : стенограммы лекций на I - III курсе режиссеров драматического театра, 1982 - 1985 годы / Г.А. Товстоногов, А.И. Кацман ; С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Издательство РГИСИ, 2019. - С. 98-119.
Обращайте внимание на списки литературы в перечисленных изданиях.
Вы можете самостоятельно продолжить поиск с помощью электронных каталогов и баз данных, перечисленных в начале сообщения. Предполагаем, что тема будет отражена в общих работах, посвященных актерскому искусству, работе актера над образом. Для поиска литературы в электронном каталоге и базах данных РГБИ воспользуйтесь поисковой строкой на главной странице сайта библиотеки. Проведите поиск по словосочетаниям «актерское искусство», «актер работа над образом».
Для поиска литературы в Предметном каталоге
http://liart.ru/predm/i2.htm (открывается не во всех браузерах, доступен в помещении РГБИ) в поисковой строке наберите
+актер +работа.
В библиотеке Вы можете поработать с картотекой «Зрелищные искусства» (отражает журнальные статьи до 1993 года включительно).
Также рекомендуем провести поиск на сайтах научных электронных библиотек eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/ и КиберЛенинка
https://cyberleninka.ru/.
С уважением,
библиограф Ольга Николаевна Початкина.
Ответ подготовлен 21 июля 2022 г.