Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"



Сегодня в РГБИ

Смотреть афишу на ноябрь (PDF)



28–29 сентября в Российской государственной библиотеке искусств (РГБИ) состоялась конференция, посвященная 100-летию со дня рождения великого режиссера.

ФОТО

Организованная РГБИ совместно с Благотворительным фондом развития театрального искусства Ю.П. Любимова, Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», при поддержке Государственного института искусствознания, конференция стала одним из важных мероприятий юбилейной программы «Век Юрия Любимова».

Влияние творчества Юрия Любимого на развитие мирового театрального искусства – тема огромная и важная. Это подтвердила программа Международной научной конференции «Юрий Любимов. Театр Жизни».

Не случайно организатором конференции стала РГБИ, где много лет ведется работа по сбору документов, связанных с творчеством режиссера, выпущены два тома библиографического указателя «Московский театр на Таганке». Вместе с Ю.П. Любимовым, который был читателем библиотеки, здесь проводились выставки о театре, презентации книг.

В конференции с докладами и сообщениями приняли участие известные театроведы, актеры, режиссеры из разных стран мира.

Представленная программа вызвала большой интерес у профессиональных и независимых исследователей творчества Любимова, любителей театра, студентов театральных вузов, представителей СМИ.

Открывая конференцию, директор РГБИ А.А.Колганова подчеркнула, что мероприятие посвящено прежде всего личности Юрия Петровича Любимова, жизнь которого была ярким, честным, сложным путем великого Мастера и Гражданина. Это не традиционное научное мероприятие, а гуманитарный шаг к пониманию и изучению Театра Жизни Юрия Любимова.

Встреча началась с мемуарной части, где первым воспоминаниями и теоретическими взглядами на театр поделился композитор В.И. Мартынов. Он рассказал о знакомстве в 1997 году, которое переросло в длительное сотворчество до конца жизни Юрия Петровича. Свое выступление В.И. Мартынов завершил такими словами: «Любимов – фигура реликтовая. Он потерял театр, но остался победителем. Таких людей больше не будет».

Актер, режиссер, сценарист В.Б. Смехов вспоминал встречу артистов Таганки с Ю.П. Любимовым в 1988 году в Мадриде, где театр был на гастролях, а его режиссер – в вынужденной эмиграции. Смехов уверен, что «сколько бы времени ни прошло, имена Любимова, Высоцкого, Боровского навсегда останутся в истории Театра на Таганке».

Итальянские профессора из Академии изящных искусств Орнелла Кальварезе и Марчелло Галуччи рассказали о встречах с Любимовым в Италии, о том, как в дружеской обстановке обсуждались серьезные вопросы театрального искусства, в том числе представление Любимова о системе Станиславского. Он утверждал, что в искусстве нет «системы», а есть «метод», то есть ремесло. Итальянцы всегда считали Любимова русским до мозга костей, а Театр на Таганке – островом свободы. По их мнению, еще существует много тем для будущих исследователей творчества режиссера.

Но и сегодня искусствоведы находят много новых интересных аспектов творчества Любимова. Так, доклад профессора парижской консерватории Беатрис Пикон-Валлен был посвящен исследованию музыкальных постановок Любимова, его пониманию и восприятию музыки, в частности трактовке оперы «Князь Игорь» в Большом театре.

Сорок лет жизни посвятила изучению советского, а затем российского театра доктор философии из Чехии Власта Смолакова, которая в 1974 году выбрала темой дипломной работы Театр на Таганке. Ее рассказ сопровождался демонстрацией редких архивных материалов о гастролях Таганки в Чехословакии, участии театра в театральных фестивалях.

Состоявшийся в первый день конференции круглый стол «Дыханье века», который провел доктор искусствоведения А.В. Бартошевич, позволил высказаться и обменяться мнениями гостям и участникам мероприятия.

За два дня работы конференции было заслушано более 20 сообщений и докладов. Они касались вопросов исследования текстов в спектаклях, особенностей постановки прозаических произведений, самой первой режиссерской постановки Любимова в театре Вахтангова и последнего спектакля режиссера на Таганке… О своих встречах с Мастером вспоминали турецкий театровед Хураман Новрузова, вдова писателя Тонино Гуэрра Лора Гуэрра, режиссер М.З. Левитин. С результатами научных изысканий познакомили Евгения Абелюк и Елена Леенсон – представители недавно созданной в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра ХХ–ХХI вв. и другие российские специалисты.

Заведующая отделом научной информации РГБИ Л.В. Белых наглядно продемонстрировала возможности поиска в базах данных библиотеки различной информации, которая может быть интересна для исследователей творчества великого режиссера.

Завершилась конференция выступлением Каталин Любимовой, являющейся председателем правления Благотворительного фонда развития театрального искусства Ю.П. Любимова.

За 38 лет совместной жизни она стала помощницей, соратницей, музой Юрия Любимова: «Я спросила однажды своего мужа, почему он позволяет так по-хамски с собой обращаться. На что получила ответ: „Если я буду обращать на все внимание, то не сделаю ни одного спектакля“».

Каталин Любимова представила новые издания о Ю.П. Любимове, выпущенные Фондом. Преподнося в дар РГБИ книгу «100 современников о Любимове», оставила надпись: «С благодарностью за многолетнюю Дружбу и Преданность. Ваша Каталин Любимова».

Конференция стала серьезной научной и увлекательной мемуарной встречей, открывшей новые страницы жизни и творчества Юрия Петровича Любимова. По итогам конференции будет выпущен сборник статей.