Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"
В электронном каталоге На сайте
Для корректной работы разрешите отображение всплывающих окон!

Повышение информационной грамотности студентов творческих профессий - информационный практикум

 Российская государственная библиотека искусств с 2003 года ведет работу над проектом "Информационный практикум". Проект ориентирован на основные принципы программы ЮНЕСКО "Информация для всех".

Основной его задачей является повышение информационной грамотности и компетенции студентов творческих профессий, расширение круга информационных источников для овладения творческими профессиями.

В Москве действует несколько творческих ВУЗов (Российская академия театрального искусства (РАТИ)); Школа-студия (ВУЗ) имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова; Высшее Театральное училище имени М. С. Щепкина при государственном академическом Малом театре; Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина при государственном академическом Театре имени Евг. Вахтангова; Театральное Художественно-техническое училище (техникум); Всероссийская академия живописи, ваяния и зодчества (ВАЖВиЗ); Московский государственный художественный академический институт имени В.И.Сурикова (МГАХИ); Московское художественное училище памяти 1905 года; Московское художественное училище прикладного искусства; Московская школа художественных ремесел (техникум)).

Уровень подготовки студентов творческих ВУЗов значительно отличается от других категорий молодежной аудитории, что затрудняет их адаптацию в современной информационной среде и усложняет библиотечно-информационный сервис непосредственно в библиотеке.

Опыт обслуживания в РГБИ показывает, что в учебной практике используется ограниченный круг литературы и источников. Это искажает представления об истории и современном состоянии культуры и искусства.

В рамках Проекта повышения информационной грамотности студентов-художников ( в широком смысле данного понятия) и для освоения студентами творческих профессий информационных ресурсов в сфере культуры библиотекой разработана программа цикла семинаров. Они должны внедрить в учебную и творческую деятельность молодежи комплексные навыки использования электронных отраслевых ресурсов. С 2016 года проект получил дальнейшее развитие, занятия по информационной грамотности  ведутся на качественно новом уровне. Проект стал называться "Информационный практикум" для студентов творческих профессий.

Долгосрочная программа предполагает:

  • развитие информационно-библиотечных знаний,

  • ознакомление с информационной деятельностью библиотеки,

  • обучение методам комплексного использования традиционного справочного аппарата библиотеки и электронных ресурсов.

Содержание программы:

I. Семинары

Программа семинаров включает:

  1. ознакомление с библиографическим описанием и машиночитаемыми форматами;

  2. обзор каталогов и картотек РГБИ;

  3. обзор электронных ресурсов библиотеки и тренинг в их использовании;

  4. знакомство с профильными Интернет-ресурсами;

  5. обзоры электронных изданий из фондов РГБИ;

  6. знакомство с другими библиотеками искусствоведческого профиля как с обладателями фондов и ресурсов по культуре и искусству;

  7. обзорные занятия по фонду видеозаписей как источнику визуальной и фактографической информации.

II. Мониторинг и создание пособий

Для анализа представлений о профессионально-ориентированных запросах читателей осуществляется регулярный мониторинг читателей и их информационных запросов.

На следующем этапе предполагается привлечение к исследованию динамики информационной оснащенности и грамотности студенческой аудитории ректоратов и кафедр творческих ВУЗов.

Отдельным подпроектом является создание по результатам мониторинга программы специальных курсов и специальных семинаров с учетом профессиональной специализации пользователей (театровед, актер, режиссер, художник, сценограф, гример). Итогом работ станет создание практических пособий (в традиционных формах и на электронных носителях) на основе фонда иллюстративных материалов.

III. Расширение круга источников для занятий студентов.

Библиотекари и библиографы разрабатывают проблемно-ориентированные рекомендации на основе совокупности имеющихся в библиотеке ресурсов. Что обеспечивает актуализацию и полноту знания.

IV. Оцифровка источников

Для обеспечения широкого доступа к изданиям активного спроса планируется их оцифровка с целью сохранения изданий, находящихся в аварийном состоянии, в научном обороте и учебном процессе.

В рамках Проекта предусмотрены тренинги для расширения представлений о мировых электронных ресурсах искусствоведческого и общекультурного характера, унификации принципов отбора информационных ресурсов, их использования в конкретных форматах, в режиме открытого доступа к информационным ресурсам. Внимание уделяется и традиционным, и современным источникам.

Подобная работа с группами студенческой молодежи способствует продвижению от информации к знанию, что постулирует именно Программа ЮНЕСКО.

Библиотека в такой ситуации выполняет роль навигатора в пространстве информации и культуры.

Справки и вопросы по участию в проекте можно уточнить по тел. (495)692-51-59, Ваганова Инна Александровна.