Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

13-30 сентября 1999 г.  Выставка "А.Бржезицкая. Фарфоровая скульптура - литература и театр." 

На выставке, представленной вниманию зрителей, экспонируются произведения крупнейшего мастера фарфоровой скульптуры Асты Давыдовны Бржезицкой. За свою долгую творческую жизнь, неразрывно связанную с Дулевским фарфоровым заводом, она создала около пятисот скульптур, многие из которых хранятся в крупнейших музеях мира, в том числе в Эрмитаже, Русском Музее, Музее керамики в Кусково и многих других. Ее произведения, выпущенные большими тиражами, присутствуют и живут во многих домах жителей нашей страны. А.Д.Бржезицкая стала "классиком жанра", о ее работах пишут во всех книгах, посвященных истории развития искусства малых форм.В экспозиции представлены скульптуры из частной коллекции Асты Давыдовны, а также из фондов Государственного музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века". Книги по истории развития искусства фарфора в России - из фондов Российской государственной библиотеки по искусству.

 "Фарфорвым народцем" любит называть московский скульптор-фарфорист Аста Давыдовна Бржезицкая те свои создания, которым отдала свой незаурядный талант.Собравшись вместе на этой выставке, произведения Бржезицкой образуют яркий и самобытный мир с особым духовным потенциалом, с собственной атмосферой изысканного и блестящего театрализованного представления.Певучие ясные линии, светоносная белизна фарфора, порхание мазков нежнейших красок и аккорды кобальтовых золотых вкраплений - таково искусство праздничное, элегантное, остроумное и одновременно - трогательно незащищенное в своей эмоциональной чистоте, в доверительной обращенности к зрителю. Бржезицкая - скульптор-режиссер. Недаром искусствоведческие работы о ее творчестве так и назывались: "В постановке А.Бржезицкой", "Мир-театр А.Бржезицкой". С детства, в своем доме, позже - в мастерской скульптора-портретиста И.А.Менделевича были приобретены навыки в лепке. Любовь же к театру вызывала желание строить свои мизансцены, подчинять персонажи своей фантазии, выразить свою идею через антураж, детали-приспособления, как говорят в театре. Так был сделан выбор - скульптура малых форм. Способности художника нашли свое полное выражение в возможностях этого вида искусства. Оригинальной выдумкой, феерической изобразительностью, острыми сюжетными ходами наполнены разноплановые композиции произведений Бржезицкой. Аста Давыдовна окончила Московский художественный институт (ныне - им.В.И.Сурикова) в 1944 году. Студенческую практику она проходила на Дулевском фарфоровом заводе. Здесь началась для нее "жизнь в фарфоре", началась без всяких сомнений в правильности выбранного пути. С 1945 года Аста Давыдовна Бржезицкая - штатный художник этого завода, а в 1946 году принята в Союз художников СССР. Она постоянный участник всесоюзных, московских и зарубежных выставок. Если говорить о школе, о традициях Дулёвского завода, то в отношении фарфоровой скульптуры таковых практически не было. Но с 30-х годов на заводе работали А.Г.Сотников и П.М.Кожин - очень сильные мастера. К ним присоединилась А.Д.Бржезицкая, сразу начавшая работать смело, с большой увлеченностью. В результате наше искусство обогатилось яркой характерной "дулевской" пластикой. По многообразию сюжетов и выразительных средств творчество А.Д.Бржезицкой здесь, пожалуй, доминирует. С самых первых лет творчества у Асты Давыдовны преобладают два направления: развитие своей собственной драматургии в пластике и изображение театра непосредственно (то есть известных актеров в известных ролях). Эти направления в дальнейшем, взаимно обогащаясь и переплетаясь, дали жизнь ансамблям и сюитам, редкостным по своей пластической выразительности, образной насыщенности, а зачастую и технической сложности. Интерпретация литературных сюжетов у А.Д.Бржезицкой отличается образно-стилевым единством: в 50-е годы это "Гулливер", "Тартарен", "Три мушкетера", "Гамлет", в 70-е - "Каменный гость", "Сон Татьяны", "Пиковая дама", "Чеховская сюита".Отличительная черта творческого почерка Бржезицкой - создание в композиции эмоционально насыщенной среды. К середине 60-х годов А.Д.Бржезицкая была уже мастером, создавшим большое количество произведений как уникальных, так и тиражированных, можно сказать - была виртуозом своего дела. Посему это время с его настойчивым декларированием новой современной формы, новых принципов декоративности и обобщения не вызвало радикальных изменений в ее творчестве, однако повлияло на него благотворно, будучи осмыслено с позиций высокой культуры и интеллектуальной гибкости. Более свободное отношение к форме, меньший буквализм в трактовке натурного материала были использованы скульптуром с присущей ей изобретательностью, для пополнения арсенала изобразительных средств. Начало 70-х годов для Бржезицкой - пора многофигурных композиций с ярко выраженным пространственным началом; сюда входят сюиты "Народные таланты", "Вахтанговцы", "Принцесса Турандот", дулёвские сцены, и наконец - "Ревизор" в Театре сатиры.Творчество скульптора середины 70-х годов отмечено отходом от "широких" сцен в глубину, в большую серьезность, в лирическое раздумье. Сейчас кажется странным, что рассказы А.П.Чехова, столь созвучные своей поэтикой творчеству Бржезицкой, долго, до 1978 года, не находили своего воплощения в ее пластическом театре. В "Чеховской сюите" скульптор вновь обращается к подробному детальному рассказу, к точным характеристикам внешних примет. Чеховский смех и чеховские слезы нашли свой пластический эквивалент, свое глубокое прочтение. Работа с фарфором - это игра с огнем: что будет после обжига?! Игра с огнем невозможна в одиночку. Фарфор - дело коллективное. За время работы Бржезицкая привыкла думать о заводском коллективе - формовщиках, литейщиках, обжигальщиках - как о своей семье. "Фарфорист не замыкается , как живописец, в своей мастерской. Он сразу выходит с новой работой к людям, в цех. И там скажут все откровенно, обсудят с пристрастием настоящих ценителей. Почти сорок лет связаны общим делом, равнодушия быть не может". Лучшей наградой были скульптору слова одного рабочего: " Хорошо работаешь, красиво, остроумно, изобретательно и весело". Действительно, лучше и точнее сказать нельзя.

Из вступительной статьи О.Кашириной к каталогу выставки А.Д.Бржезицкой 1983 года.

 

Из истории фарфора.

 Фарфор издавна славится своими высокими изобразительными возможностями. Он позволяет художнику через форму, фактуру, цвет выразить свое отношение к миру, воплотить свое представление о красоте. Впервые фарфор стали изготовлять в Китае в I тысячелетии нашей эры. Китайские мастера достигли в этом высокого совершенства. Отдельные образцы этих изделий попали в Европу в конце XIII века, однако способ изготовления фарфора в течение многих веков оставался для европейцев "китайским секретом", что придавало фарфору таинственность и повышало его ценность.Первый в Европе фарфоровый завод был основан в 1710 году в Германии в городе Мейсене немецким ученым Бетгером, а в 1717 году в Вене начал работать второй в Европе завод. Как в Китае, так и на Западе производство фарфора сохранялось в тайне, разглашение которой каралось как государственное преступление. В Россию фарфор попал из Китая еще до начала его про-изводства в Европе. В России бытовало два названия - "фарфор" и "порцелин". Второе и сейчас существует почти во всех европейских языках. Первая попытка наладить производство фарфора в России была сделана при Петре I, однако она потерпела неудачу, так как не удалось выведать секрета изготовления фарфора ни в Европе, ни в Китае. Открыл секрет производства фарфора современник и друг М.В.Ломоносова замечательный русский ученый Д.И.Виноградов. Окончив Российскую Академию наук, он был послан в Марбургский университет для продолжения образования. Вернувшись в Россию, Виноградов около 10 лет работал над поисками состава фарфоровой массы, глазури, красок. "Невская порцелиновая мануфактура" начала работать в конце 1740-х годов. Позже она стала именоваться Императорским фарфоровым заводом, а с 1925 года Ленинградским фарфоровым заводом им. В.М.Ломоносова. Императорский фарфоровый завод изготовлял не только великолепные сервизы, предназначенные для царской семьи и вельмож, всевозможные предметы для интерьера - туалетные коробочки, подсвечники, часы, шахматы, табакерки, но и замечательные произведения мелкой пластики. Художники-фарфористы создавали реалистические образы своих совремнников в скульптуре - ремесленников, крестьян, торговцев. К концу XVIII века в России насчитывалось несколько частных фарфоровых фабрик, а в начале XIX века их было уже более тридцати. Наиболее известными, лидирующими частными заводами был завод, основанный английским купцом Францем Гарднером в 1766 году в селе Вербилки Московской губернии (ныне Дмитровский фарфоровый завод), а также завод Кузнецовых, основанный в 1832 году в Дулеве (ныне Дулевский фарфоровый завод). Эти предприятия создали свои яркие, самобытные школы, имющие свой стиль, манеру, почерк. Они обладают высокой культурой и богатейшими традициями в области формообразо-вания и росписи изделий. С самого начала своей деятельности по сегодняшнее время они изготавливали из фарфора не только посуду, предметы быта и интерьера, но и произведения мелкой пластики. Под этим названием обозначают обычно скульптурные изображения небольших размеров, предназначенные в основном для жилых помещений. Иначе ее называют декоративной скульптурой малых форм, малой скульптурой. Это фарфоровые фигурки, изображающие людей, бытовые сценки, животных, птиц. Мелкая пластика интересна тем, что она развивается в двух направлениях. Подобно "большой" скульптуре каждое произведение здесь уникально. В то же время, как произведения декоративно-прикладного искусства они тиражируются в большом количестве. Декоративная скульптура малых форм является не только самостоятельным произведением искусства, в жилище она становится элементом интерьера. Она обязательно требует близкого восприятия, ее можно переставлять, брать в руки, рассматривать, поворачивая во все стороны. Фигурка должна выдерживать все меняющиеся условия ее восприятия, должна со-хранять свою выразительность. Распространенность мелкой пластики делает ее особенно чувствительной к изменению вкусов, эстетических воззрений широкой публики. В ней находят своеобразное преломление интересы и взгляды не только отдельных слоев общества, но в отдельные периоды - всего народа в целом.

*Литература.

Русский фарфор в Эрмитаже. Л., 1973.

Кучумов А.М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского музея. Л., 1981.

Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1994.

Андреева Л. Советский фарфор. 1920-1930 годы. М., 1975.

Русское прикладное искусство XVIII - начала XX века. Л., 1976.

Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. Л., 1968.

Советский фарфор. М., 1974

Русский художественный фарфор. М.-Л., 1950.

Фарфор Гжели. М., 1981.Современная советская скульптура. М., 1989.

Русский фарфор.

Русский фарфор. 250 лет истории. М., 1995.

Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1973.

 Выставка "Художественный фарфор Дулёво". М., 1963.

Государственный музей керамики и усадьба Кусково XVIII века. Фарфор. М., 1958.