Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

13-30 июня 2001 г. Образ Святой Троицы в русском искусстве

Троица - Имя Божие, определяющее в христианском учении суть природы Бога, единого в Трех Лицах или ипостасях.

Явление Святой Троицы, описанное в Евангелии, впервые произошло при Крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей: "Отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:16-17; Мк. 1:10-11; Лк. 3:21-22).

В Евангелии о триипостасном существе Бога сказано словами Христа к своим ученикам : "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа"(Мф. 28:19).

На пятидесятый день после Пасхи на головы апостолов, собравшихся в Сионской горнице, опустились огненные языки. Тотчас все ученики Христовы исполнились Духа Святого, дары которого обнаружились в способности апостолов говорить на неведомых им ранее языках о великих делах Божиих.

Праздник в честь этого события имеет несколько названий: "День сошествия Святого Духа на апостолов"; "Пятидесятница"; "Троицын день", т.к. с явлением третьего Лица Пресвятой Троицы открылась тайна Триединого Бога.

Библия и Символ Веры всегда служили художникам источником вдохновения.

В искусстве до V-VI вв. Святая Троица изображалась лишь в виде идеограммы - трех соединенных кругов или трехцветной радуги.

Изображение Пресвятой Троицы имеет три иконографических решения: "Ветхозаветная Троица", "Отечество" и "Новозаветная Троица" .

"Ветхозаветная Троица" - наиболее распространенное на Руси с XV по XVII вв. изображение Святой Троицы. Основой его является библейское сказание о встрече и приеме Авраамом трех странников, прекрасных юношей в священной Мамврийской дубраве.

Самое лаконичное иконографическое решение - три Ангела, сидящие за столом под дубом Мамврийским. Справа располагается гора, слева - палаты (дом Авраамов). Этот канон был выработан еще в Византии. Более распространенное изображение с Авраамом, Саррой и слугой, закалывающим жертвенного тельца, носило название "Гостеприимство Авраамово".

В христианской культуре Троица в виде Трех Ангелов, явившихся Аврааму, впервые встречается в мозаиках церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне.

Это изображение было доведено до совершенства в начале XV в. на Руси Андреем Рублевым. Глубокий внутренний смысл здесь сочетается с непревзойденным совершенством линий и цветовой гармонией. Самобытность каждого Лица Троицы и их нераздельность, великий акт милосердия и жертвенной любви как основу единения, на котором зиждется мир, передал гениальный московский иконописец .

Глубина этого воплощения Троицы позволяет почувствовать великую непостижимую тайну Триединого Бога. Икона побуждает человека к ответному труду, вызывая эмоциональный отклик и размышления.

И после Рублева русские иконописцы искали и ищут свой путь раскрытия Тайны.

Неизвестный псковский мастер в XVI в. дал собственное толкование этой темы. Псковский кафедральный собор называется "Домом Святой Троицы" и является своеобразным символом города. Именно здесь княгиня Ольга увидела трехцветную радугу и повелела поставить первый храм во имя Пресвятой Троицы. Очевидно, на сложившееся тут веками особое почитание Троицы и традиционное ее истолкование и опирался мастер, создавший свой глубокий и выразительный образ.

В XVII в. московский иконописец Симон Ушаков дает новую трактовку изображения Троицы. В соответствии с традициями своего времени художник стремился к передаче предметности видимого мира, реалистически изображал каждую вещь , использовал "пышный" колорит.

Так неуклонно менялся в историческом процессе подход к данной теме русских художников.

Рядом с "Ветхозаветной Троицей" в древнерусском искусстве существовали и другие изображения Троицы.

Одно из них - "Отечество", дающее более прямолинейное, рациональное изображение Лиц Святой Троицы. Здесь художники опирались на упоминаемые в Библии видения некоторых пророков, в частности, пророка Даниила, которому Бог являлся во сне седобородым старцем.

Новгородская икона "Отечество" XIV в. написана, видимо, под сильным влиянием западной живописи, но с использованием традиционных элементов древнерусского искусства . На престоле , который обычно занимает Иисус Христос, здесь изображен Бог Отец. Невидимый и непостижимый, Он наделен чертами Спаса, но при этом у него седые волосы и борода. На коленях Бог Отец держит Отрока Христа. Так обычно изображают Младенца на иконах "Богоматерь Знамение". В руках Отрока Христа сфера с голубем - образ Святого Духа. Ясный строй композиции, величие Бога Отца, таинственность Спаса-Отрока - все это делает икону особо выразительной.

Икона "Отечество" обычно располагается в храмах в праотеческом ряду иконостаса.

С XVII в. на Руси , несмотря на неоднократное запрещение Православной церковью изображения Бога Саваофа, широко распространяется икона "Новозаветная Троица".

В русской иконографии она появляется под влиянием западной традиции. В данном случае художники опираются не на Евангелие, а на Символ Веры. Они изображают воскресшего Христа, "восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца". Над Богом Отцом и Богом Сыном парит Дух Святой в образе голубя. Такие иконы торжественны, четко выстроены, благородны по цвету. Они являются выразительным символом, своего рода точной аллегорией Троицы, но в них отсутствует особая глубина образов, свойственная древнерусскому изображению ветхозаветной Троицы.

Троицын день - любимый летний праздник русского народа. С древнейших времен сохранился обычай украшать в этот день храмы и жилища ветками деревьев и цветами в память о священной Мамврийской дубраве, где праотец Авраам удостоился посещения Триединого Бога и где был заключен первый завет человека с Богом.

Основу экспозиции составляют книги и альбомы, раскрывающие тему Троицы в православном искусстве, рассказывающие о вкладе великих русских иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Симона Ушакова и многих безымянных художников в сокровищницу русской духовности .

Сегодня икона постепенно возвращается в национальную жизнь России. В немалой степени этому способствует творчество многочисленных, вчера еще светских художников, которые с позиции современного человека осмысляют каноны православной иконописи.

На выставке представлены работы 11 художников членов секции иконописцев Творческого союза художников России. Храмовые иконы здесь соседствуют с иконой выносной (для крестного хода), миниатюрными живописными и резной иконами, с вышитым панно, окладом ручной работы и сувенирными изделиями с изображением Святой Троицы. Среди представленных работ одна икона XVIII в., реставрированная И. Шуршаковым.

Многие из этих художников принимали участие в выставках современной иконописи как в нашей стране, так и за рубежом. Их работы находятся в православных храмах России и других стран, а также в частных коллекциях.

На Руси традиционно много монастырей, церквей и приделов посвящались Святой Живоначальной Троице. В одной Москве таких церквей в начале XX в. было около тридцати. А в 90-е годы XX в. в России из 208 возрожденных монастырей 23 посвящены Святой Троице.

В экспозиции представлены материалы, рассказывающие об одном из крупнейших духовных центров нашей страны - Свято-Троицкой Сергиевой лавре, а также о некоторых московских церквах, посвященных Троице. Книжный ряд иллюстрируется замечательными литографиями А. Мартынова и А. Дюрана , воссоздающими облик некоторых церквей и Лавры в середине XIX в.

Мы благодарим руководство и сотрудников Научной библиотеки Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы за то, что они с большим желанием и оперативностью откликнулись на наше предложение и приняли участие в этой выставке.