Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

 Выставка "Таганка – 40. Только факты" (19 ноября - 9 декабря 2004 г.)

 Таганка – 40. только факты

Московский театр на Таганке создан в 1964 году на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина.

Главные режиссеры: Ю.П. Любимов (1964–1984), А.В. Эфрос (1984–1987), Н.Н. Губенко (1987–1989), Ю.П. Любимов (с 1989).

Начало 1960-х, в период хрущевской “оттепели”, происходила реформация советского театра, утверждалась новая эстетика. Молодые режиссеры, чьи имена теперь вошли в историю, - О. Ефремов, А. Эфрос, Г. Товстоноговсобирали своих единомышленников. Театр, наряду с поэзией, становился провозвестником новых идей, “глотком свободы” для либеральной интеллигенции.

В 1963 году с третьим курсом Щукинского училища Ю. Любимов поставил спектакль “Добрый человек из Сезуана” Б. Брехта. Эстетика спектакля не укладывалась ни в одно из существовавших тогда направлений. Яркая театральность, принципиальное отсутствие “четвертой стены”, множественность, даже избыточность, сценических приёмов, возрождали прерванные театральные традиции динамичных 1920-х, режиссуру В. Мейерхольда и Е. Вахтангова.

Ю. Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, в труппу которого он ввел и выпускников своего курса.

Около года длилась подготовка к открытию обновленного театра. Его эстетические принципы проявились в подборе портретов, помещенных в фойе театра: В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, Б. Брехт, К. Станиславский. Московский театр драмы и комедии на Таганке открылся 23 апреля 1964 спектаклем “Добрый человек из Сезуана”. Однако его актерский состав был уже несколько иным.

Ю. Любимов тщательно формировал труппу театра, набирая актеров близких ему по эстетическим принципам, готовых совершенствовать свою технику, осваивать новые приёмы и способы сценического существования. Наверное, главное достижение первого таганковского спектакля – это невозможность разделить участников на “своих” и “пришлых”: все они говорили на одном языке, сохраняя единство эстетики спектакля и обогащая ее своим личностным и актерским опытом.

Так начался первый этап жизни, пожалуй, самого “громкого” московского театра – Театра на Таганке. Здесь максимально нашли своё отражение принципы “шестидесятников”, о которых пел Б. Окуджава: “Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…”. Любимов собрал в постановочных группах своих спектаклей близких ему по духу писателей и поэтов (А. Вознесенский, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Ю. Трифонов), театральных художников (Б. Бланк, Д. Боровский, Э. Стенберг, Ю. Васильев, Э. Кочергин, С. Бархин, М. Аникст), композиторов (Д. Шостакович, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, Н. Сидельников). Судьбу театра во многом определял его художественный совет, каждый член которого обладал весомым профессиональным и общественным авторитетом и готов был отстаивать спектакли Таганки в самых “высоких” кабинетах.

Главным творческим направлением Таганки стал поэтический театр, с выраженной гражданской позицией. Не случайно в репертуаре театра были два спектакля по произведениям А. Вознесенского – “Антимиры” и “Берегите ваши лица” (второй запретили вскоре после премьеры). Художественная программа театра раскрывалась в поэтических спектаклях “Павшие и живые”, “Послушайте”, “Пугачёв” и др. Однако и в постановках прозаических произведений господствовал дух вольной и общественно значимой поэзии, яркая сценическая метафора, исполненная социальных аллюзий. Так было со спектаклями “Десять дней, которые потрясли мир”, “А зори здесь тихие”, “Гамлет”, “Деревянные кони”, “Обмен”, “Мастер и Маргарита”, “Дом на набережной” и др.

Спектакли Ю. Любимова всегда были авторскими и отличались чрезвычайно интересной работой с текстом. Автором многих композиций являлся сам Юрий Петрович и Л. Целиковская (“А зори здесь тихие”, “Деревянные кони”, “Товарищ, верь…” и др.).

Театр на Таганке дал старт огромной популярности его актеров. Первыми следует назвать В. Высоцкого и З. Славину. Многие из артистов Таганки начали часто сниматься в кино (В. Золотухин, Л. Филатов, И. Бортник, С. Фарада, А. Демидова, И. Ульянова и др.).

Актерские работы театра поражали не только публицистическим темпераментом и непривычным способом сценического существования, но и уникальной пластической разработкой образов. Так, например, знаменитый монолог Хлопуши в спектакле по поэме С. Есенина “Пугачёв” В. Высоцкий исполнял, казалось, за гранью физических возможностей человека.

К концу 1970-х Театр на Таганке приобретает мировую известность. На Международном театральном фестивале “БИТЕФ” в Югославии (1976) спектакль “Гамлет” в постановке Ю. Любимова с В. Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю. Любимов получил и на II Международном театральном фестивале “Варшавские театральные встречи” (1980).

Многие эстетические приемы Театра на Таганке стали поистине новаторскими и вошли в классику современного театра (световой занавес и т.д.). В разработку визуального образа спектаклей огромный вклад внес один из лучших сценографов нашего времени - Д. Боровский.

Необычайно велик и общественный авторитет Театра на Таганке. С каждым спектаклем его политическое звучание становилось все более острым и откровенным. Его постановки входили в контекст художественной жизни Москвы ещё до официального выпуска. Противоречивые и неоднозначные отношения сложились у театра с официальной властью. С одной стороны, чуть ли не каждый его спектакль с трудом пробивал себе дорогу к зрителю, испытывая серьезное давление и находясь под угрозой запрета. В то же время к 1980 году, для Театра на Таганке построено новое здание с современным техническим оснащением. Демократичные, антимещанские и весьма сложные эстетически спектакли театра находили своих поклонников не только среди либерально настроенной интеллигенции, но и в управленческой, чиновничьей элите. В 1970-х билет в Театр на Таганке стал престижным и для так называемой “буржуазной” прослойки.

В это время жизнь театра сопровождалась громкими скандалами. Такое положение не могло продолжаться долго. В определенном смысле знаком, завершившим этот этап, стала смерть В. Высоцкого в 1980.

В начале 1980-х спектакль “Владимир Высоцкий”, посвящённый Любимовым памяти поэта и артиста, категорически запретили к показу. Был закрыт и следующий спектакль - “Борис Годунов”, остановлены репетиции “Театрального романа”. А в 1984, когда Ю. Любимов ставил спектакль “Преступление и наказание” в Англии, его освободили от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишили советского гражданства.

Коллектив Театра на Таганке находился в полной растерянности. И тогда их главным режиссером назначается А. Эфрос. Труппа не поняла этого шага. Творческая индивидуальность А. Эфроса очень сильно отличалась от индивидуальности Ю. Любимова. В 1984 смена художественного руководства должна была бы означать кардинальное изменение всей эстетической платформы театра. Однако причины глубокого конфликта Таганки с Эфросом в середине 1980-х были, несомненно, не творческими, а социально-нравственными: был нарушен главный принцип “шестидесятников” – единение.

Сам Любимов расценил приход А. Эфроса на Таганку как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Некоторые из артистов, присоединившись к его мнению, демонстративно покинули труппу (например, Л. Филатов). Большинство “любимовских” артистов фактически объявило Эфросу бойкот. К творческому сотрудничеству оказались способны немногие – В. Золотухин, В. Смехов, А. Демидова. В этом конфликте не было правых и виноватых: правы были все; и проиграли тоже все. А. Эфрос успел восстановить в театре на Таганке свой спектакль “Вишневый сад”, поставил “На дне”, “Мизантропа”, “Прекрасное воскресенье для пикника”. А в 1987 А. Эфроса не стало.

С 1987 по 1989 год художественным руководителем Театра на Таганке был Н. Губенко. Он же возглавил двухлетнюю борьбу за возвращение на родину и в театр Ю. Любимова.

В 1989 Ю. Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили гражданство. Его имя было официально восстановлено в контексте художественной жизни России; возобновлены запрещенные ранее спектакли.

В 1993 году часть коллектива Таганки выделилась в отдельный театр под руководством Н. Губенко. С тех пор “Содружество актеров Таганки” работает на новой сцене театра. Ю. Любимов, с оставшимися и вновь набранными актерами, - в старом здании. Среди них такие “ветераны” Таганки, как В. Золотухин, В. Шаповалов, А. Трофимов, А. Граббе и др.

После возвращения Ю. Любимов поставил ряд классических спектаклей: “Пир во время чумы” А. Пушкина, “Самоубийца” Н. Эрдмана, “Электра” Софокла, “Живаго (Доктор)” Б. Пастернака, “Медея” Еврипида, “Подросток” Ф. Достоевского, “Хроники” У. Шекспира, “Евгений Онегин” А. Пушкина, “Театральный роман” М. Булгакова, “Фауст” И. Гете. В репертуаре – и современные произведения: “Марат и маркиз де Сад” П. Вайса, “Шарашка” А. Солженицына и др. Театр на Таганке пользуется популярностью у зрителей, однако, это, несомненно, уже совсем другой театр.

Российская государственная библиотека по искусству (бывшая театральная) всегда бережно собирала и хранила все печатные материалы о Театре на Таганке. В 1989 году библиотекой издала подробный библиографический указатель “Московский театр драмы и комедии на Таганке 1964 – 1984”.

Сорокалетию замечательного театра посвящена эта выставка.

В экспозиции представлена часть архивных документов: фотографии, газетные вырезки, программы, журналы и книги из фондов РГБИ. Администрация Театра любезно предоставила костюмы известных артистов, архивные фотографии работы А. Стернина, афиши и рабочую тетрадь Ю.П. Любимова с текстом сценария “Идите и остановите прогресс! (Обэреуты)”.