Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

Выставка "Театральная сказка" (14 марта - 13 апреля 2006 г.)

“Театральная сказка” Петербурга в центре Москвы

Два с половиной века назад императрица Елизавета Петровна подписала указ о создании профессионального “Русского для представления трагедий и комедий театра”, при котором образовалась библиотека, заложившая основу современной Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки – одной из старейших в России.

Ныне эта библиотека отмечает 250-летний юбилей. На протяжении нескольких веков она размещалась в различных театральных зданиях. Теперь помещение библиотеки, в которое она переехала в конце XIX века, находится на улице Зодчего Росси, 2.

И вот в марте 2006 года часть выставки, которую библиотека-юбиляр демонстрировала в течение года в музеях Санкт-Петербурга, разместилась в “Голубом зале” Российской государственной библиотеки по искусству.

Гости из северной столицы привезли эскизы костюмов и декораций к спектаклям на сказочные сюжеты, поставленным в Мариинском театре в конце XIX - начале ХХ вв.

Это лишь очень небольшая часть богатейшего фонда Санкт-Петербургской театральной библиотеки, фонд эскизов которой составляет более 20 тысяч единиц хранения. В его основе лежит собрание Монтировочной библиотеки Дирекции Императорских театров. Здесь собраны подлинные эскизы костюмов и декораций выдающихся театральных художников XVIII-XX вв. - П. Гонзаго, А. Роллера, И. Всеволожского, Л. Бакста, А. Бенуа, К. Коровина и др. Среди новых поступлений работы М. Азизян, Т. Бруни, М. Китаева, Э. Кочергина, О. Сваренской и др.

Петербуржцы решили взять темой выставки театральную сказку, потому что во все времена сказка привлекала драматургов, режиссеров, композиторов и художников неограниченными возможностями самовыражения. Через всю историю театра от его начала и до наших дней сказочные сюжеты проходят сверкающей нитью.

Выставка в РГБИ демонстрирует работы как известных театральных художников, так и не менее значительных, но незаслуженно забытых авторов. Экспозиция выстроена так, что даёт возможность проследить изменения художнического принципа оформления спектакля на протяжении полувека.

Как тип декорационного оформления постановок середины XIX века интересен эскиз к неизвестному спектаклю, принадлежащий кисти декоратора и машиниста-механика петербургских императорских театров А.А. Роллера.

Эскизы к трём постановкам оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила” в Мариинском театре в оформлении В.А. Гартмана (1871), П.А. Григорьева (1886) и А.Я. Головина (1904) дают возможность современному зрителю проникнуть в суть постановки этого часто возобновляемого репертуарного спектакля. Обращают на себя внимание работы И.А. Всеволожского – более известного как директора Императорских театров – эскизы к спектаклям на музыку П.И. Чайковского “Спящая красавица” (1890), “Щелкунчик” (1892) и “Иоланта” (1892). Эскизы К.А. Коровина к возобновленному в 1914 году балету “Спящая красавица” в том же театре позволяют сравнить различные подходы художников в создании целостного образа спектакля.

Интересно то, что работы И.А. Всеволожского впервые демонстрируются широкой публике, поскольку в прошлом он был мало известен как художник-декоратор, хотя им оформлено 25 спектаклей в Мариинском театре. Иван Александрович был блестяще образованным человеком, представителем знатного рода, русским дипломатом, директором Московских, а затем Санкт-Петербургских Императорских театров. Последние 10 лет жизни И.А. Всеволожский был директором Эрмитажа. Работая в Императорских театрах, Всеволожский не только организовывал театральный процесс, но был автором пьес и либретто. По его инициативе родился балет “Спящая красавица” - Иван Александрович написал либретто и сумел заинтересовать П.И. Чайковского и М.И. Петипа идеей создания великолепного балета в духе версальских представлений эпохи Людовика XIV. Не будучи профессиональным художником, он был прекрасным знатоком сцены и фактически первым технологом костюма: он всегда создавал эскизы костюмов не только исторически верных, красивых, но и удобных для исполнителей. Благодаря Всеволожскому, помещение Санкт-Петербургской театральной библиотеки было обустроено для хранения коллекций эскизов.

Все посетители выставки благодарят Санкт-Петербургскую театральную библиотеку и Российскую государственную библиотеку по искусству за предоставленную возможность познакомиться с творениями великолепных художников русского театра конца XIX – начала ХХ вв. Вот что написал в книге отзывов один из посетителей выставки: “Спасибо Санкт-Петербургской театральной библиотеке за щедрый подарок – привезённые шедевры, а РГБИ за предоставление своего лучшего зала для выставок! Смотреть можно эту выставку бесконечно. Храните и сохраните всё, чем владеете!”.  

 

Всеволожский И. “Спящая красавица ”

Эскизы костюмов к балету

П. Чайковского.

Мариинский театр. 1890 г.

Хореограф – М. Петипа.

Дирижер – Р. Дриго.

 

 

 

 

 

 

 

Коровин К. “Спящая красавица”

Эскизы костюмов к балету П. Чайковского.

Мариинский театр. 1914 г. Хореограф – М. Петипа. 

Возобновление А. Горского Дирижер – Р. Дриго