Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

Историческая заявка знаменитого режиссера А.Я. Таирова в архиве РГБИ

Дата: 06.07.2015

Сегодня, 6 июля, исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося театрального режиссера-реформатора Александра Яковлевича Таирова (1885–1950).

Один из интереснейших деятелей искусства первой половины XX в., А.Я. Таиров основал в Москве в 1914 г. драматический Камерный театр. Для постановок он отбирал главным образом пьесы западных авторов, отдавая предпочтение произведениям «чистых» жанров — трагедии и комедии («мистерии» и «арлекинаде» в его терминологии). Стремление Таирова воплотить в жизнь идею создания синтетического театра, в котором большое внимание уделяется сценическому движению и пластике, было новаторским для своего времени, и каждый спектакль вызывал огромный интерес в театральных кругах.

«Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились – напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям», – писал А.Я. Таиров.

Режиссера привлекали романтика, трагические сюжеты, изображение сильных характеров, глубоких чувств, свой театр он называл «театром эмоционально-насыщенных форм» или «театром неореализма». Таировский почерк был узнаваем так же, как почерк Вахтангова, или Мейерхольда, или Станиславского и Немировича-Данченко.

Нельзя не упомянуть о том, что Александр Яковлевич был читателем РГБИ. В архивах библиотеки сохранилась его заявка на подбор материала. В тот период Таиров работал вместе с художником Вадимом Рындиным над спектаклем «Без вины виноватые» (1944) по пьесе А.Н. Островского. Из заявки видно, что Таиров внимательно изучал «быт Островского» по таким изданиям, как «Ежегодники Императорских театров», «Русские провинциальные театры», обращался к воспоминаниям великих русских актрис П.А. Стрепетовой, М.Н. Ермоловой.

«Что-то от одиночества бодлеровского альбатроса было в этой кооненовской Кручининой, в ее отрешенном взгляде, устремленном вдаль, поверх голов окружающих людей, в ее движениях, непроизвольно быстрых и резких, несоразмеренных с теми ритмами и темпами, в которых двигалась толпа остальных персонажей», – напишет в дни премьеры этой постановки известный критик Б.В. Алперс.

Вплоть до 1949 г., когда советская власть закрыла Камерный театр, Таиров оставался верен выбранному пути и остался в истории отечественного театра как смелый реформатор и талантливый режиссер.