Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

В Отделе абонемента открылась выставка «Артель древней живописи. Искусство Палеха и Мстёры»

Дата публикации 07.08.2023

В Отделе абонемента открылась выставка «Артель древней живописи. Искусство Палеха и Мстёры», приуроченная к 100-летию знаменитых промыслов.

В Отделе абонемента открылась выставка «Артель древней живописи. Искусство Палеха и Мстёры»

     Искусство Палеха берет свое начало в иконописных традициях Владимиро-Суздальской Руси. Столетиями палехские мастера хранили традиции старых иконописных школ. В начале XX века их художественные возможности проявились в соответствующих новому времени формах — и родилось искусство миниатюры нового Палеха. Произошло это благодаря одному из художников-палешан Ивану Голикову, внимание которого привлекли лаковые миниатюры мастеров Федоскинской артели. Он надеялся, что материал папье-маше, который использовали в Федоскино, позволит сохранить тонкую палехскую технику древней живописи темперой (яичными красками). У Глазунова – хозяина мастерской, где И. И. Голиков остановился в Москве, — нашлись чёрные фотографические ванночки из папье-маше. Первые пробные миниатюры на донышках этих ванночек и положили начало искусству палехской миниатюры в 1922 году. А в 1924 году при поддержке А. М. Горького появилась артель художников Палеха, чьи работы на Всемирной выставке в Париже в 1925 году получили Гран-при.

В Отделе абонемента открылась выставка «Артель древней живописи. Искусство Палеха и Мстёры»

Истории жизни и творчества знаменитого основателя артели посвящены книги В. Порудоминского «Откровение Иоанна Голикова» и А. Н. Рейнсона-Правдина «Иван Иванович Голиков». Идеи художника поддержал искусствовед, профессор А. В. Бакушинский, помогая разрабатывать технику живописи на новой основе. Его книга «Искусство Палеха» — первый опыт научного исследования промысла — появилась в 1934 году и также представлена на выставке РГБИ. Ещё один раритет — издание 1932 года Д. Н. Семеновского «Село Палех и его художники». Среди книг о палехской миниатюре — труды М. А. Некрасовой, П. Н. Солонина, К. Ф. Яковлева, Г. П. Кульчицкой.

В Отделе абонемента открылась выставка «Артель древней живописи. Искусство Палеха и Мстёры»

В отличие от Палеха, путь становления другого ныне знаменитого промысла Владимиро-Суздальской земли — лаковой миниатюры Мстёры, был более тернист. Тем интересней познакомиться с его историей – монография Б. Коромыслова «Лаковая миниатюра Мстёры» и красочный альбом, посвящённый её мастерам Л. Соловьёвой, не только представляют научный интерес, но и просто красивы. Книга Н. Д. Дмитриева, одного из старейших художников промысла, состоит из бесед о мастерстве и литературных портретов художников Мстёры.

     Выставка открыта до конца августа.