Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения





В электронном каталоге На сайте

Очередное заседание Клуба любителей открытки прошло в РГБИ

Дата: 08.02.2019

6 февраля 2019 г. в Российской государственной библиотеке искусств (РГБИ) прошло первое в наступившем году совместное заседание Клуба любителей открытки РГБИ и Союза филокартистов России. Темой встречи стал эпистолярный жанр в открытке.

Предваряя заседание, президент Союза филокартистов России Арсен Мелитонян представил несколько открыток из своего собрания времен Первой мировой войны с письмами с фронта, прочтя трогательные и волнующие строки участников боевых действий.

Председатель клуба любителей открытки и руководитель Центра визуальной информации РГБИ Е.Г. Хапланова рассказала о раритетах, хранящихся в собрании РГБИ – четырех открытых письмах матери Марины и Анастасии Цветаевых - Марии Александровны, - адресованных Валентине Юрьевне Зограф-Плаксиной, пианистке, основательнице детской музыкальной школы, из которой позднее выросло Академическое музыкальное училище при Московской Консерватории.

Открытые письма относятся к 1900 – 1901 гг., когда в этой школе училась старшая дочь Марии Александровны, Марина. Открытки поступили в 2007 г. от неизвестной дарительницы в составе небольшой коллекции портретов знаменитых композиторов и исполнителей. Специалисты РГБИ провели их атрибуцию и по имеющимся в тексте обращениям, упоминаемым лицам и событиям установили автора и адресата писем.

Примечательно, что до обнаружения этих открытых писем был известен лишь один документ, принадлежавший Марии Александровне Цветаевой, которая рано ушла из жизни - ее дневник (хранится в РГАЛИ). Поэтому найденные документы являются по-настоящему уникальными как принадлежащие М.А. Цветаевой и как свидетельства частной жизни семьи Цветаевых.

Сотрудники Дома-музея Марины Цветаевой в Москве первоначально скептически отнеслись к выводам специалистов РГБИ. Однако убедившись в их истинности, были очень удивлены и обрадованы этой находкой. Сегодня копии открыток с письмами Марии Александровны Цветаевой из собрания РГБИ можно увидеть на сайте музея по ссылке: http://www.dommuseum.ru/…/pisma-m.a.-czvetaevoj-v.yu.-zogra….

Член Союза филокартистов России Н.В. Краснушкина посвятила свое выступление письмам, адресованным Юлии Казимировне Дзинкас (27.12.1922 - 9.5.2009). Юлия Казимировна была сослана в Иркутск и после окончания срока ссылки осталась в городе, стала геологом-инструктором, печаталась в журнале «Вокруг света» (см.. например: http://www.outdoors.ru/round/60/1960_1_5.php). Окунувшись в «братство геологов», она приобрела широкий круг знакомств, что отражено в географии адресованных ей поздравительных открыток.

Хранитель фонда открыток РГБИ Г.П. Артамонова назвала свое выступление «Дела сердечные», коснувшись темы любви в открытых письмах начала XX века. На открытках изображены любовные сюжеты: женские головки, молодые пары, куртуазные сцены, символы любви (сердца, стрелы Амура, венки из незабудок). Под стать изображениям были и тексты: прозаические и стихотворные, кокетливые и игривые, в которых чувствуется стиль и дух того времени.

Член клуба О.В. Шабурова рассказала об особенностях и характерных чертах открыточной письменной культуры советского периода: ее потоках, принятых стилях и обращениях.

В открыточной переписке 50-80 х гг. ХХ века можно выделить два основных потока: открытые письма, прошедшие почту, и непочтовые открытки. Почтовые – в основном, поздравительные открытки по разным поводам: с государственными и общегражданскими праздниками, с днем рождения и т.д. Это переписка родственников, друзей, знакомых.

Среди открыток, не прошедших почту, О.В. Шабурова обозначила такой базовый поток коммуникации, как переписка между трудовыми коллективами (внутри одного или между родственными коллективами, находящимися на одном горизонтальном или вертикальном уровне), а также характерные для этого времени школьные (ученики – учителям, девочки – мальчикам и наоборот) и внутрисемейные потоки (родители – дети и наоборот, дедушки, бабушки – внуки и наоборот, сестры-братья и т.д.).

Главная особенность в содержании и стилистике открыточной переписки позднесоветского времени - своеобразное сочетание идеологической рамки (и соответствующего этому официозного языка) и реальной частной жизни людей, "прорывов" повседневности в эти открыточные тексты. Поражает удивительное сочетание личного и публичного в этой переписке. Здесь и активное обращение к вопросам болезни и здоровья (описание всех хворей и больничных будней в открытых письмах), простодушные пожелания даже в официальных поздравлениях (выйти замуж, родить детей и пр.); и включение в окрыточную переписку "вечных вопросов" - страдание, одиночество, смерть. Открытка используется как возможность высказать боль, обиду, страх старости и смерти. Открыточная переписка по сути выполняет психотерапевтические функции, особенно для пожилых людей.

Заседание клуба позволило лишь отчасти отразить тему эпистолярного жанра в открытке, тему, которая связана с изучением этого вида издания как исторического источника - не только как произведения тиражной графики, но и как уникального документа, каковым ее делает рукописный текст или рисунок. На этом поле, размером 10х15 см, тиражность, повторяемость пересекается с индивидуальностью, а автор и адресат становятся полюсами притяжения письменных сообщений, нанесенных на типографские бланки и преодолевающих огромные расстояния во времени и пространстве.