Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"



Календарь событий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31


В РГБИ прошел вечер крымско-татарской поэзии

17 марта в РГБИ в рамках выставочного проекта «Памятники Бахчисарая в объективе фотокамеры, 1910-е» прошел вечер крымско-татарской поэзии. Отрывки из поэм и стихи Махмуда Кырымлы, Менгли-Герай хана, Лейлы Бикеч, Ашика Умера, Эдипа-эфенди, Мемета Нузета, Бекира Чобан-заде, Эшрефа Шемьи-заде и Шакира Селима на крымскотатарском и русском языках прочел профессор, доктор физико-математических наук Айдын Эшреф Шемьи-заде.

Предваряя разговор о поэзии, А. Шемьи-заде кратко напомнил основные вехи истории коренного народа Крыма, который сегодня именуется "крымскими татарами". Этнос формировался в течение многих тысячелетий, впитав в себя кровь киммерийцев, тавров, скифов, готов, гуннов, хазар, кипчаков и других народов, в разные века населявших полуостров.

Поэтический вечер открыл отрывок из поэмы "Юсуф и Зулейха" одного из самых ранних кипчакских поэтов Махмуда Кырымлы. Поэма была написана в 20-е годы XIII в., еще до включения Крыма в состав Золотой Орды. Основой поэмы стал сюжет коранической легенды о пророке Юсуфе (в библейской традиции – об Иосифе Прекрасном и его братьях). "Юсуф и Зулейха" является одним из древнейших поэтических произведений крымских татар.

Затем А. Шемьи-заде коснулся периода расцвета Крымского ханства. Творцами многих поэтических произведений стали ханы и представители ханской аристократии, такие как Менгли I Герай хан (XV век), Лейля Бикеч (XVII век) и др. Основной темой крымско-татарской поэзии XV-XVII веков стала тема любви, выраженная через призму мыслей и чувств романтического героя. Поэзия этого периода изобиловала иноязычной лексикой, и прежде всего арабскими и персидскими заимствованиями.

Параллельно на народном крымско-татарском языке возникали героические («Чора Батыр», «Кёр-оглы»), общественно-бытовые произведения («Таир и Зоре»), сказки, народные песни, легенды, пословицы, поговорки, загадки, ставшие фундаментом национального фольклора. Поэтические произведения одного из наиболее известных представителей крымскотатарской поэзии, певца-сказителя Ашика Умера (XVII век) легли в основу крымскотатарских народных песен, исполняемых и сегодня.

К концу XIX — началу ХХ в. относится новый взлет национальной литературы. Выдающийся просветитель крымских татар Исмаил Гаспринский заложил основы рассказа и романа в крымскотатарской литературе. Под его влиянием возникла новая плеяда литераторов, произведения которых публиковались в газете И. Гаспринского «Терджиман» («Переводчик»). Среди выдающихся представителей крымскотатарской поэзии ХХ века Мемет Нузет, Бекир Чобан-заде, Абдулла Лятиф-заде и др.

Представляя крымскотатарскую поэзию XX века, Айдын Шемьи-заде рассказал о своем отце - поэте, литературном критике и переводчике Эшрефе Шемьи-заде (1908 - 1978). Он по праву стал одним из основоположников крымскотатарской поэзии нового времени. Его творчество привнесло в национальную литературу новый стихотворный стиль и новые темы поэтических произведений, определив направление развития национальной поэзии на протяжении всего XX века. А. Шемьи-заде прочел гостям вечера отрывки из любовной лирики Э. Шемьи-заде и поэмы "Козьяш дивар" ("Стена слез"), которая считается вершиной его творчества.

В завершении вечера прозвучали стихи представителя поколения крымскотатарских поэтов конца XX века Шакира Селима (1942 - 2008), который на сегодняшний день считается классиком современной национальной литературы.