Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"



Календарь событий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб ВС
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30


В РГБИ пройдет вечер крымско-татарской поэзии

17 марта в 18.00 в Музее читателя РГБИ пройдет вечер крымско-татарской поэзии. Отрывки из поэм и стихи Махмуда Кырымлы, Менгли-Герай хана, Лейлы Бикеч, Ашика Умера, Эдипа-эфенди, Мемета Нузета, Бекира Чобан-заде и Эшрефа Шемьи-заде на крымско-татарском и русском языках прочтет профессор, доктор физико-математических наук Айдын Эшреф Шемьи-заде.

Махмуд Кырымлы (вторая половина XII в. — первая четверть XIII в.) — один из самых древних крымско-татарских поэтов. Свою поэму "Юсуф и Зулейха" он создал в 20-х годах XIII в. Поэма написана на сюжет коранической легенды о пророке Юсуфе (в библейскойтрадиции – об Иосифе Прекрасном и его братьях) и является одним из самых древних поэтических произведений, относящихся к жанру религиозных сказаний.

В период расцвета Крымского ханства национальная литература приобрела черты дворцовой, светской. Творцами поэтических произведений стали ханы и представители ханской аристократии. Среди известных поэтов этого периода были: Менгли I Герай хан (XV век), Ашик Умер (XVII век), Лейля Бикеч (XVII век), Хан-заде-ханум (XVII век), Эдип Эфенди (XVII век) и др. Поэзия этогопериода изобиловала иноязычной лексикой, и прежде всего арабскими и персидскими заимствованиями.

Параллельно на народном крымско-татарском языке возникали героические произведения («ЧораБатыр», «Кёр-оглы»), общественно-бытовые произведения («ТаириЗоре»), сказки (о животных, волшебные, бытовые, кумулятивные), народные песни, легенды, пословицы, поговорки, загадки и тому подобное.

Новый взлет крымско-татарской литературы относится к концу XIX — началу ХХ в. Ключевой фигурой этого времени стал выдающийся крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский, который заложил основы рассказа и романа в крымско-татарской литературе. В его газете «Терджиман» («Переводчик») появлялись произведения новых крымско-татарских литераторов.

Среди выдающихся представителей крымско-татарской поэзии ХХ века Мемет Нузет, Бекир Чобан-заде, Абдулла Лятиф-заде, Эшреф Шемьи-заде.

В последней четверти XX появилась плеяда молодых поэтов, таких как Юнус Кандым и Шакир Селим, которые стали классиками современной крымско-татарской литературы.

Айдын Шемьи-заде – писатель и публицист, сын поэта Эшрефа Шемьи-заде, внук известного крымско-татарского политического и общественного деятеля Али Абдурефиевича Боданинского и внучатый племянник художника, основателя и первого директора Бахчисарайского музея Усеина Абдурефиевича Боданинского. Он писатель и публицист, автор романов «Голубые мустанги», «Красная ртуть», «Золотая печать» о судьбах крымско-татарского народа.