Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

Новые поступления в собрание гравюр и литографий в РГБИ в 2016 году

Дата: 29.12.2016

В 2016 году Российская государственная библиотека искусств продолжила пополнение своих фондов редкими и ценными изданиями. Особое место в собрании РГБИ занимает коллекция произведений печатной графики, которая насчитывает более 30 тысяч листов, созданных в XVII – XXI столетиях и посвященных различным аспектам истории, культуры и искусства России и зарубежных стран со времен античности до настоящего времени.

В этом году коллекция гравюр и литографий РГБИ пополнилась 59 прекрасными образцами западноевропейской гравюры XVII – XIX веков.

Основным направлением комплектования в уходящем году был целенаправленный поиск и закупка гравированных листов из знаменитой «Шекспировской галереи» Джона Бойделла. «Собрание гравюр, иллюстрирующих драматические произведения Шекспира» или «Шекспировская галерея» - уникальный проект конца XVIII – начала XIX вв., задуманный и осуществленный английским художником, гравером и издателем Джоном Бойделлом (1719-1804). Идея Бойделла состояла в создании постоянно действующей экспозиции живописных и графических произведений на сюжеты шекспировских пьес. Ставя перед собой задачу создания исторического направления в английской живописи, Бойделл пригласил для реализации своей идеи лучших английских художников того времени, в том числе Генри Фюсли, Уильяма Хогарта, Джошуа Рейнолдса, Джорджа Ромни, Роберта Смерка, Ричарда Уэстолла и др. Заказанные им картины на определенные заранее сюжеты помещались в Шекспировской галерее, для которой в 1789 г. было куплено и отреставрировано здание в центре Лондона (район Pall Mall). По заказам Бойделла было выполнено около 170 картин. Для репродуцирования живописных полотен лучшими граверами Англии Бойделл оборудовал новую мастерскую, где с 1791 г. и начал издавать их работы. Всего за период с 1791 по 1804 было выпущено 102 листа. Листы из Шекспировской галереи, приобретенные библиотекой в этом году (всего 31), выполнены в техниках резца и пунктира. Пунктир – техника гравирования изображений, получившая свое развитие во Франции и Англии во второй половине XVIII века. Изображение создается с помощью цветовых пятен путем нанесения точечных углублений на медной пластине, которые при заполнении печатной краской дают черный отпечаток на бумаге. Темные и светлые тона, градация оттенков цвета, игра света и тени достигаются плотным или редким сочетанием точек.

Кроме того, продолжалась работа по поиску и пополнению других тематических разделов собрания гравюр и литографий РГБИ.

Так в раздел портретной гравюры поступили два парадных (в рост) гравированных портрета европейских монархов: короля Нидерландов Вильгельма Оранского (1-я пол. XIX в.) и Карла XV, короля Швеции и Норвегии (свадебный портрет, парный к женскому - Луизы Нидерландской, [1850]) в техниках цветного пунктира и меццо-тинто. Меццо-тинто или «чёрная манера» (от итальянского mezzo — средний, tinto — окрашенный) — очень красивая графическая техника и вид гравюры на металле. Принципиальным отличием меццо-тинто от других техник глубокой гравюры является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Гравюры в технике меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством и тонкостью светотеневых эффектов.

В 2016 году существенно были пополнены тематические коллекции библейских и историко-христианских сюжетов: «Мистическое обручение св Екатерины со свв Домиником и Петром» (резец, 2-я пол. 17 в.), гравюры с изображениями этажей Ноева ковчега голландского гравера Яна Лёйкена (офорты, кон. XVII – нач. XVIII вв) и др. Впервые за последние годы библиотека приобрела восемь листов с батальными сценами из изданий, посвященных истории войн: «Голландская война» Питера Бора (1679-1684), «История Соединенных Нидерландов, от начала республики до Утрехтского договора в 1713 г…» Ле Клерка (1730) и др.

Один из самых востребованных разделов графической коллекции РГБИ – историко-бытовые сюжеты. Архитектура зданий, их интерьеры, костюм и типы городского и сельского населения, изображение профессиональных занятий и досуга жителей стран Европы вызывают стойкий интерес деятелей искусств, издателей и исследователей повседневности. В 2016 году библиотека приобрела французские и немецкие гравюры техниках резца, офорта, акватинты и литографии конца XVIII – нач. XIX в.. изображающих профессии («Молочница», «Итальянские прачки», «Продавщица фруктов», «В лавке зеленщика»), занятия и досуг европейцев («Игра в Дэз» и др.).

Все гравюры обладают высокой художественной ценностью и богатой визуальной информацией.

 

Король Ричард III. Акт IV. Сцена III. У. Скелтон по оригиналу Дж. Норткота. Лондон, 1795. Резец. Лист из «Шекспировской галереи» Дж. Бойделла. Инв. № Гр.24740

Вильгельм I, король Нидерландов, принц Оранский. А. Ван дер Бик по оригиналу Я. Шумакера Доера и В.Б. Ван дер Коя. Цветной пунктир, офорт, [1815 - 1852]. Инв. № Гр.24731

Карл XV, король Швеции и Норвегии. Ж.-Б. А. Корнилье по оригиналу Н. де Кейзера. [1850]. Меццо-тинто, офорт. Инв. № Гр. 24732

Верхний этаж Ноева ковчега. Я. Лёйкен. Амстердам, 1690. Офорт. Инв. № Гр.24639

Строительство храма Соломона. Я. Лёйкен. Амстердам, 2-я пол. XVII в. Офорт. Инв. № Гр.24635

Резня в Нардене, 1 декабря 1572. Я. Лёйкен. Офорт. Лист из издания: Бор Питер. Происхождение, начало и развитие нидерландских войн. Амстердам, 1679-1684. Инв. № Гр.247223

В лавке зеленщика. Ж.-А. Буварле по оригиналу Ванасса.. [1770]. Офорт, резец. Инв. № Гр. 24635