Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"
В электронном каталоге На сайте
Для корректной работы разрешите отображение всплывающих окон!
Гермонт Г. Н., Узор оград: 240 фотографий решеток Петербурга и пригородов: [фотоальбом]

Гермонт Г. Н., Узор оград: 240 фотографий решеток Петербурга и пригородов: [фотоальбом]

Гермонт Г. Н., Узор оград: 240 фотографий решеток Петербурга и пригородов: [фотоальбом] - Санкт-Петербург , 2020 . - 175 с. : ил., портр.

Замысел фотоальбома «Узор оград» возник в 1993 году, когда художник, график Н. И. Кофанов, друг «Товарищества ,,Свеча“», автор гравюр к брошюре «Петербург Дос­тоевского» (1991), предложил переиздать книгу Г. Н. Термонта и В. Я. Курбатова «Решетки Ленинграда и его окрестностей», вышедшую в свет в 1938 году и не переиздававшуюся.

Тогда же В. В. Курбатов, сын Владимира Яковлевича, подарил нам фотографию отца и написал очерк о нем специально для переиздания.

Борис Михайлович Кириков, выдающийся исследователь архитектуры петербургского модерна, научный редактор изданий «Товарищества „Свеча"» предложил дополнить книгу фотографиями решеток Петербурга середины XIX — начала XX в. На основании списка, составленного Б. М. Кириковым, Анатолий Филиппович Шувалов сделал фотографии 80 решеток.

Первая часть повторяет (в т. ч. написание фамилий и топонимов) издание 1938 года: вступительный очерк и 160 фотографий. Подписи, составленные В. Я. Курбатовым, допол­нены информацией по состоянию на 2020 год, что выделено курсивом.

Уникальность первой части альбома состоит в том, что некоторые решетки и металли­ческие сооружения утрачены навсегда: все сооружения усадьбы графа А. А. Аракчеева в Грузино (5 снимков); все скамейки в г. Пушкине (6 снимков); ограды Пролетарского за­вода, Московских ворот в Санкт-Петербурге; решетки вокруг павильона «Озерки» в Пе­тергофе; решетка дворца в Елизаветино; балконная решетка Среднерогатского дворца; скамейка в Тайцах и др.

Вторая часть фотоальбома открывается очерком Б. М. Кирикова, в котором автор объ­яснил, почему в книге Г. Н. Термонта и В. Я. Курбатова всего полтора десятка фотографий посвящены памятникам послеклассицистического периода: в 30-е годы XX в. «период эклектики и модерна в зодчестве воспринимался как проявление творческого упадка». Борис Михайлович дает характеристику трех новых стилей, появившихся в зодчестве се­редины XIX — начала XX в.: историзма, модерна и неоклассицизма. В альбоме объекты расположены в соответствии с этими стилями.

Настоящее издание посвящено памяти исследователя архитектуры В. Я. Курбатова и за­мечательного фотографа А. Ф. Шувалова. В связи с этим в начале книги помещены краткие биографические очерки.

Книга в электронном каталоге