Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"
В электронном каталоге На сайте
Для корректной работы разрешите отображение всплывающих окон!


Городецкие игрушки

 

«В Заволжье писали по отработанным бесконечными повторениями схемам, по памяти, как по грамоте, по наглядке, иногда просто копировали попадающие в деревню листы модных журналов или лубков, как говорят исследователи этого промысла. Но весь вопрос: как копировали? По-своему, по-деревенски, превращая все в веселое „поглядение“…

Вся грусть-печаль как бы осталась в песнях и жальных причитах, зубоскальство — в лубках, серьезные темы — в Палехе. На долю городецких художников досталось сдержанное веселье, которое не выражается прямо в лоб — не рисуют пляски, игры, хороводы — всё чинно, все нарядные, несколько даже геральдические, всегда крупно, фигура стоит вся целиком или сидит, срезанная столом, — прямо на зрителя…

Богатые, фантастические букеты цветов, каких не найдешь на песчаной земле за Волгой. Птицы — не то голуби, не то райские, невиданной в жизни красоты вороные кони, барские упряжки, купеческие пароходы, то дама в голубом кринолине с коромыслом и зелеными ведрами-ушатами, то молодцы преизрядные или же залы, беседки, какие-то нарядные лестницы, посиделки — все веселое. А кто людей веселит, за того свет стоит».

Маврина Т.А. Городецкая живопись. – Л., 1970. – С. 18–22.



Павел Сентюрёв, Любовь Сентюрёва
Игрушка-каталка «Упряжка одиночкой». 1960-е
С. Полховский Майдан Вознесенского р-на
Дерево, резьба, точение, столярная работа

 

«Павел Емельянович Сентюрёв вытачивает кубышки, грибы, рюмочки, яйца, матрешек (по форме, которая принята всеми здешними токарями, — с удлиненной и чуть срезанной головой), мастерит маленькие игрушечные балалайки, коней в упряжке с коляской и на колесиках. По богатству форм у него нет соперников в селе, потому что обычно здешние токари приспосабливаются либо к производству матрешек, либо грибов или кубышек. Сентюрёв делает все, а по коням он единственный мастер.

Еще на московских рынках я заметил, что у полховско-майданцев можно видеть разные манеры росписи. Одни мастерицы, как Люба Сентюрёва, „наводят“ крупные „розы“, яблочки и колокольчики, другие изображают на кубышках „зорю“ с домиками, с деревьями, третьи пририсовывают матрешкам ручки и иногда пишут имена: „Вера“, „Надя“ или „Наталья“, чтобы подаренная кукла носила имя хозяйки».

 Арбат Ю. Путешествия за красотой. – М., 1966. – С. 152–153.



Резчик: Зотей Кокурин
Роспись: Федосья Кокурина
Игрушка-каталка «Водовоз». 1987
д. Федосеево Семёновского р-на
Дерево, резьба, точение, столярная работа

 

«Как можешь держать топор, так и приучали – еще до школы начал. Отец на глазок делал, а меня по мерочке учил, чтобы не испортить. Готовим сразу сотню лошадок. Вытешешь, обрежешь, острогаешь ножом и сушишь в решетах на печи. Потом стеклом оскоблишь кругом, чтобы рядов от ножа было не видно, чтобы как яичко была. Трубочкой в животе прокрутишь дырочки под ножки и с клеем сажаешь. Теперь пошкуришь, на колесики поставишь и запряжешь лошадок. Согнешь дуги из сосны – она хорошо слоится. Три породы дерева сочтешь в одной игрушке. Заданье было всем, зря не гуляли ни зимой, ни летом. Порядок знали». (Из рассказа потомственного мастера федосеевской игрушки А.М. Седова.)

 Дайн Г. Федосеевские балясники // Народное творчество. – 1999. – № 5. – С. 44–46.



Петух. 2016
СПК «Хохлома». Ковернинский р-н
Бумажно-древесная масса, роспись

 

Ковернинский район Нижегородской области является родиной знаменитой хохломской росписи, которой украшали не только посуду и мебель, но и игрушки из бумажно-древесной массы: больших и маленьких коней, мишек, собачек, петушков, курочек, уточек, гусачков, слонов, соловьев, сорок, кукушек и другие изделия.

Интересен способ изготовления прессованной игрушки, он дает возможность создавать продукцию различных форм: от сильно стилизованных до почти натуралистичных. Роспись игрушек травкой под лак в сочетании золота с черным и киноварью, белого, зеленого и коричневого – баканового – цвета, придает игрушечному товару праздничный нарядный характер.

Самобытные, яркие, забавные скульптурки животных из прессованной стружки, расписанные удивительными травными узорами, сейчас можно встретить в экспозициях нижегородских музеев, Ковернинском выставочно-музейном центре «Отчина», Музее игрушки Сергиева Посада и в частных коллекциях.

 По материалам кн.: Квач Н., Квач С. Нижегородская игрушка. – Нижний Новгород, 2010.