Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

Вопрос № 1605:

Здравствуйте. Я исследую феномен полиэкрана. Подскажите, пожалуйста, есть ли у Вас литература, в которой рассматривается этот вопрос? Так же он имеет прямое отношение к визуальным решениям фильмов, мультипликации, телевидению. Спасибо.
Категория: Тематические запросы
Статус: Готов

Ответ:

Добрый день, Виолетта!

Предлагаем список литературы для начала работы над темой. Список составлен по ресурсам РГБИ: Систематическому каталогу, картотеке «Кино», Электронному каталогу и базе данных «Статьи», а также библиографической базе данных МАРС, электронному каталогу РГБ и базе данных Киберленинка. Если не указано иное, то источники есть в РГБИ. Отсутствующие в РГБИ источники рекомендуем искать в РГБ http://www.rsl.ru .

Книги и авторефераты:

1. Варшавский, Яков Львович. Полиэкран начинается / Я. Варшавский. - М. : Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1983. - 36 с. : ил. (книги нет в РГБИ)

2. Соколов, Алексей Георгиевич. Кинематографическая природа множественной композиции на экране : (полиэкран, его пророда и принципы режиссуры) : автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. искусствоведения : (17.00.03) / Соколов А.Г. ; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. - М., 1973. - 21 с.

Статьи из журналов:

3. Аристова, Ульяна Викторовна. Многоканальный видеоарт: актуальная технология управления потоками визуальной информации / У. В. Аристова, А. Д. Старусева-Першеева // Качество. Инновации. Образование. - 2015. - № 12. - С. 52-58 : 2 рис. — (Приборы, методы и технологии) .— Библиогр.: с. 57 (11 назв.). (Нет в РГБИ)

4. Варшавский Я.Л. Неизбежность полиэкрана / Я. Варшавский // Искусство кино. – 1971. - № 7. - C. 89-100.

5. Решетникова, Ирина Леонидовна. Черный куб / Ирина Решетникова // Сцена. - 2014. - № 3 (89). - C. 51-53 : 4 ил.
Выставочный проект "Золотой век русского авангарда" (инсталляция с использованием мультимедийных технологий; авт. П. Гринуэй совместно с С. Боддеке). Особенности эстетики авангарда и применение полиэкранных технологий; световые и дизайнерские решения.

6. Казючиц М. Полиэкран и процессы трансформации экранной культуры 1950-1960-х годов / Максим Казючиц // Наука телевидения. – 2016. - № 12. – С. 59-72. (полный текст доступен на сайте http://elibrary.ru/ после регистрации).

7. Казючиц М. «Совполикадр»: полиэкранный и поликадровый фильм в истории кинематографа 1960–1980-х / Максим Казючиц // Киноведческие записки. – 2013. - № 104/105. – С. 288-296.
То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kinozapiski.ru/data/home/articles/attache/388-396-104.pdf

8. Скорик Е.А. Монтаж изобразительного и кинематографического пространства [Электронный ресурс] / Скорик Елена Александровна, Скорик Александр Александрович // Концепт : научно-методический электронный журнал. - – 2014. – № 3 (март). – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14056.htm .

9. Смирнова, Лариса. Ник и его дьяволы / Лариса Смирнова // Сеанс. - 2013. - № 53/54. - С. 336-347 : 15 ил., 7 портр.
О творчестве американского кинорежиссера Н. Рэя, о замысле фильма "Доктор и дьяволы" (первоначальный сценарий Д. Томас, переделка Н. Рэй и Г. Видал, фильм снят не был, 1960-е гг.). При съемках предполагалось использовать технологию "множественного экрана" (multiple-screen process).

10. Чистякова, Виктория Олеговна. Анализ экрана в контексте медиальности : (перспективы screen studies) / Чистякова В.О. // Культура и искусство. - 2014. - № 6. - С. 687-695. - Библиогр.: 20 назв.
Особенности экранной культуры. Экран как единица экранной культуры. Проблема полиэкранности.

11. Шабалин, Владимир Васильевич. Полиэкран как средство монтажа = Split Screen as a Method of Film Editing / В. В. Шабалин // Вестник ВГИК. - 2015 . - № 1 (23) . - С. 128-134. - (Телевидение) (Цифровая среда). - Библиогр.: с. 133 (5 назв.). (Нет в РГБИ)

12. Шумакова, Алена. Вперед в прошлое : цифровые технологии и полиэкран / Алена Шумакова // Искусство кино. - 2010. - № 6. - C. 80-86 : 3 ил.

В России одним из первых к полиэкрану обратился художник Юрий Соболев (известен также как Нолев-Соболев), рекомендуем посмотреть посвященный ему сборник статей:

О.с.т.р.о.в.а Юрия Соболева : [сборник статей по материалам выставки, сентябрь - ноябрь 2014 года / кураторы выст. и ред.-сост.: А. Романова, Г. Метеличенко ; общ. ред.: Н. Подгорская ; пер. Э. Тайдре, В. Эйбер]. - Москва : Московский музей современного искусства, 2014. - 319 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Рекомендуем также повести самостоятельный поиск по http://elibrary.ru/ и обратиться в Научную библиотеку Политехнического музея https://polymus.ru/ru/museum/library/.

С уважением, библиограф Ирина Борисовна Титунова.

Версия для печати