Federal State Institution of Culture

Russian State
Art Library

"Art to help the arts"
В электронном каталоге На сайте
Для корректной работы разрешите отображение всплывающих окон!

20 августа состоялась публичная лекция директора А.А. Колгановой «Пигмалион и Галатея. Библиотека и художественная интеллигенция»

Дата: 19.08.2015

20 августа в 15:00 прошла публичная лекция директора Российской государственной  библиотеки  искусств  А.А. Колгановой  «Пигмалион и Галатея. Библиотека и художественная интеллигенция».   Ада Ароновна рассказала о роли библиотек в создании отечественной культуры и в воспитании художественной интеллигенции, воздействие библиотеки как государственной и культурной институции на интеллектуальный потенциал нации.

Неизмеримо влияние библиотек на шлифовку интеллекта, на мыслительные навыки. История участия РГБИ в создании произведений искусства разных жанров –  от спектаклей МХТ и Малого до кинолент Н. Михалкова и В. Хотиненко, в учебных программах от Школы-Студии и до ВГИКа, –  стала примером такой школы интеллекта. Креативную функцию библиотеки художники самого разного амплуа видят в том, что без ее многообразных ресурсов невозможно создание новых работ, произведений, проектов, объектов, артефактов. Так и современные социокультурные нагрузки основной федеральной библиотеки, обслуживающей сферу искусства, определяет стратегия обеспечения воспроизводства культуры и формирования интеллектуального, в первую очередь, творческого потенциала России. РГБИ своими сложившимися практиками фиксирует переход от концепции «библиотеки как хранилища информации» к более сложному взгляду на библиотеку как «лабиринт», «пространство знаний и производства культуры».

Воспоминания о роли библиотеки и чтения в творчестве Художника, рассеянные  в мемуарах, В. Соломина, В. Андреева, С. Юрского, М. Захарова, М. Левитина свидетельствуют, как Читателю-деятелю культуры важно «наработать» багаж, изучить предшественников, погрузиться в материал. Для лиц художественных профессий очень важна еще и профессиональная начитанность, их чтение не так линейно, как у других посетителей библиотек. Неминуемо возникает вопрос об ответственности самих библиотекарей перед культурой. На первый план выдвигается авторитетность самого библиотекаря-консультанта, недооценивать его интеллектуальный уровень, его насыщенность знаниями и информационными представлениями становится просто опасным. Ставится вопрос о необходимости корреляции культуры книжной и культуры информационной.

Содержательное обогащение материала, жанров, техническое разнообразие творческих средств – всем этим произведение прирастает благодаря библиотеке. Для личности, занятой интеллектуальным, научным, художественным трудом, потребность в библиотеке будет зависеть как от объема, сложности, оригинальности, актуальности предлагаемых услуг, так и от авторитетности библиотечной команды. Библиотека – среда для интеллигента, и «пигмалионов» труд библиотекаря, его участие в лепке интеллигентной личности обязывает к серьезному труду над собственным потенциалом.