Federal State Institution of Culture

Russian State
Art Library

"Art to help the arts"
В электронном каталоге На сайте

Отдел абонемента приглашает посетить юбилейные книжные выставки в апреле

Дата: 15.04.2014

2 апреля отмечается 125 лет со дня рождения Александра Николаевича Вертинского – выдающегося русского эстрадного артиста, киноактёра, композитора, поэта и певца, кумира русской и советской эстрады. Его творчество повлияло на развитие песенной культуры в России, на авторскую и бардовскую песни, а также русскую рок-поэзию. Об этом пишет Л. Анненский в книге «Барды», в которой  глава Предтеча» посвящена Вертинскому. Себя  Вертинский называл однозначно – «артист». С этим ключевым словом мы входим в тайну его мира, который  воссоздан в книге  воспоминаний «Дорогой длинною». Покинув Россию в 1920 году, артист стал одним из самых значительных «вкладчиков» в художественную энциклопедию духовной жизни русского зарубежья. А в годы Великой отечественной войны  вернулся на родину. Не получая званий и орденов, А.Н. Вертинский  ездил по стране, давая в год 100-150 концертов, и всюду - аншлаг и восторг благодарной публики. Но первый сборник его произведений «За кулисами» вышел лишь в 1991 году. В нём собраны не только песни, но художественная проза, интервью, воспоминания современников. Мы представляем также на выставке переписку с женой Лидией. Он называл её «белой птицей Спасения» и слал бесчисленные письма из «гастрольных ссылок», полные любви, нежности и заботы о дочерях – Марианне и Анастасии, которые стали продолжателями творческой династии. Книга «Синяя птица любви» ждёт своих читателей.

17 апреля исполняется 120 лет Борису Васильевичу Щукину – актёру театра и кино, педагогу, народному артисту СССР, чьим именем назван Театральный институт при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, институт, который в 2014 году отмечает своё 100-летие.  Б.В. Щукин был одним из любимейших артистов Вахтангова. Первой большой ролью Б.Щукина стала роль доброго и простодушного Тартальи в сказе К. Гоцци «Принцесса Турандот» ( 1922 г.) - последнем гениальном творении Вахтангова. Обширный материал о рождении спектакля собран в книге «На пути к Турандот».  В 1932 году Щукин сыграл одну из главных своих ролей – Егора Булычёва в пьесе Горького в постановке Б. Захавы. Книга воспоминаний режиссёра  возвращает нас к этой театральной работе.  Этот образ стал шедевром отечественной сцены. «Я не думал, что написал такого Булычёва», - признался восхищенный Горький. Именно он  предложил кандидатуру Щукина на роль Ленина в спектакле «Человек с ружьём»  Н. Погодина (постановка Р.Н. Симонова). Это было первое воплощение образа Ленина на сцене, а позже и в кино в картинах Михаила Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». «Устные рассказы» М.И. Ромма  читаются как захватывающие приключения его картин. Многие страницы посвящены Б.В. Щукину, которого называли философом в искусстве, но не мрачным, а весёлым, с большой непосредственностью, юмором и обаянием. Он обозначил своим творчеством целую эпоху  на сцене и в кино.

23 апреля отмечается 450- летие величайшего английского драматурга Уильяма Шекспира.  Ни одна культура мира уже не мыслит себя без шедевров Шекспира – его трагедий и комедий, среди которых «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». И пока люди не разучились любить и ненавидеть, радоваться и страдать, творчество гения будет современно и востребовано. Юбилейная выставка посвящена теме «Шекспир на сцене и в кино». Шекспир давно стал неотъемлемой частью русского репертуара, «русским, так сказать, драматургом», по словам А. Бартошевича – учёного-шекспироведа, театрального критика. В своих «Театральных хрониках» он делится суждениями о наиболее ярких отечественных и зарубежных постановках, путях сценической интерпретации Шекспира в XX и XXI веке. Режиссёрские планы спектаклей, комментарии, записи репетиций выдающихся режиссёров К.Станиславского, Г.Козинцева, Г.Товстоногова, А.Эфроса, С.Юткевича отражают работу больших мастеров с большими актёрами над великими творениями Шекспира, который провозгласил: «Весь мир – театр».