Дата публикации 19.12.2022
Театр музыкальной драмы был создан в декабре 1912 года в Санкт-Петербурге и просуществовал до 1919 года. Основатели театра – художественный руководитель, режиссер Иосиф Михайлович Лапицкий и музыкальный руководитель, дирижер Михаил Алексеевич Бихтер.
На вечере в РГБИ присутствовал почетный гость, подключившийся онлайн – внук М.А. Бихтера, Александр Бихтер. Он сердечно поприветствовал собравшихся и поблагодарил библиотеку за вечер памяти его деда.
Е.Г. Хапланова, руководитель Центра визуальной информации РГБИ (ЦВИ подготовил этот вечер), отметила, что в библиотеке с особенным трепетом отмечают дату 110-летия со дня основания ТМД, поскольку фигура И.М. Лапицкого – знаковая для библиотеки.
И.М. Лапицкий жил в доме на Б. Дмитровке, где сейчас располагается РГБИ. Здесь же родилась его внучка, Ирина Всеволодовна Ускова-Лапицкая, которая была сотрудницей библиотеки и передала РГБИ небольшой, но очень ценный архив Театра музыкальной драмы.
Сегодня этот архив является уникальным источником материалов для искусствоведов. «Первой скрипкой» вечера была кандидат искусствоведения Диана Биккулова, которая написала книгу Оперная революция. Театр музыкальной драмы Иосифа Лапицкого. – М.: ГИТИС, 2020.
Диана Биккулова поделилась, что однажды посетила выставку в РГБИ, посвященную театру музыкальной драмы и, увидев уникальные фото и архивные документы, подумала, что ради восстановления исторической справедливости просто необходимо написать о нем книгу.
Затем она прочла лекцию, из которой слушатели узнали множество малоизвестных фактов о необычном феномене, каким был Театр музыкальной драмы.
В момент создания Театр музыкальной драмы сразу всколыхнул Северную столицу и привлек жадное внимание публики и критики. Это был частный оперный экспериментальный театр, возникший прямо напротив грандиозного Мариинского театра. О спектаклях двух театров заговорили, сравнивая их, и, что важно, часто сравнение оказывалось не в пользу «Мариинки». Каждая новая постановка театра сопровождалась, как писал музыковед Иван Соллертинский, «почти сектантскими восторгами и ожесточенной хулой», но равнодушным не оставляла никого.
Недолгая жизнь театра (1912–1919) вместила в себя очень многое. На ней не мог не сказаться исторический фон, наэлектризованный человеческими драмами: начало Первой мировой войны, революция, слом государственного устройства, гибель империи, рождение нового советского государства. Семь неполных сезонов жизни ТМД вписали уникальную страницу в историю оперного искусства в России.
ТМД был во многом новаторским. Это был первый режиссерский оперный театр в России. Все спектакли создавались Лапицким или под его руководством. Вдохновляясь театральной этикой К.С. Станиславского, Лапицкий видел свой театр как творческое братство, союз единомышленников. Он создал «театр будущего», в котором не было оперных звезд, а молодые артисты выступали на равных с такими знаменитостями как Леонид Собинов. В трудовом контракте, который театр заключал с артистами, отдельной строкой указывалось, что солист соглашается исполнять ведущую партию в один день и выступать в мимической сцене или в хоре в другой.
Не случаен союз Лапицкого с таким музыкантом как М.А. Бихтер. В театре Лапицкого творческое содружество режиссера и дирижера было крайне важным. Ему нужен был дирижер, с которым он смог бы создать настоящий творческий тандем: вместе обсуждать сценическую интерпретацию произведения, вплоть до декораций. Бихтер оказался таким же новатором с точки зрения музыкальной интерпретации, каким был Лапицкий с точки зрения интерпретации сценической.
На вечере были показаны не только уникальные фотографии из архива РГБИ, но и семьи Бихтер, предоставленные внуком М.А. Бихтера – Александром.
Помимо редких архивных фотографий спектаклей ТМД, таких как «Кармен» Ж. Бизе, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Король забавляется» (по опере «Риголетто» Дж. Верди и одноименной драме В. Гюго), гости вечера услышали некоторые сохранившиеся уникальные записи солистов театра 1912–1914 гг.