Federal State Institution of Culture

Russian State
Art Library

"Art to help the arts"
В электронном каталоге На сайте

1 октября в РГБИ прошел межрегиональный научно-практический семинар «Открытка как документ историко-культурного наследия».

Дата: 03.10.2019

Семинар был посвящен 150-летию почтовой карточки, впервые выпущенной в Австро-Венгрии 1 октября 1869 года. Его организаторами выступили РГБИ, Союз филокартистов России и Секция библиотек по искусству и музейных библиотек.

В семинаре приняли участие специалисты РГБИ, Новгородской областной универсальной научной библиотеки, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, «Музея-панорамы «Бородинская битва», Национального музея музыки, Музея-заповедника «Ростовский кремль», члены Союза филокартистов России, представители издательств «Лингва-Ф» и «Библиомир». Прозвучали доклады и выступления, посвященные обзору тематических коллекций открыток в государственных и частных собраниях, выставочным и издательским проектам.

Семинар открыла директор РГБИ А.А. Колганова, подчеркнув актуальность темы и растущий интерес к комплексному изучению открытки как явления культуры, с одной стороны и исторического документа, с другой.

Президент Союза филокартистов России А.А. Мелитонян посвятил свое выступление памяти члена Союза, коллекционера Виктора Васильевича Петракова (1947 – 2016), многие годы проработавшего в сфере охраны культурных ценностей Российской Федерации. В 2010 – 2011 гг. В.В. Петраков возглавлял Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), в 2011 – 2016 гг. занимал должность советника министра культуры РФ.

Большая часть жизни В.В. Петракова связана с филокартией. Начало его коллекции открыток положили почтовые карточки с видами города Елисаветграда (в недавнем прошлом Кировоград, с 2016 г. Крапивницкий), в котором он родился.
Формируя коллекцию, В.В. Петраков занимался не только коллекционированием и изучением открыток. Он автор или соавтор несколько изданий, посвященных открытке как историческому документу - свидетелю эпохи, носителю ценной историко-культурной информации (см. например: Маленький Париж : Елисаветград в старой открытке (М., 2004), Галлиполи : фотоальбом (М., 2008.), Град у озера Плещеева : Переславль-Залесский в старой открытке и фотографии (Владимир, 2008), Ротмистр Подушкин и его открытки (Москва, 2017) и др.)

На семинаре присутствовала вдова коллекционера Н.Н. Петракова, которая передала в дар РГБИ книги и открытки из его личной библиотеки.
Старший научный сотрудник Отдела рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина Е.В. Корягина рассказала о хранящейся в музее коллекции открыток выдающегося советского и российского пианиста Святослава Рихтера. В его личном фонде отложилось более 500 писем, большую часть которых составляют открытки. Среди последних послания, адресованные Т.Д. Дударевой и Л.Д. Снежницкому, Э.Ю. Мессик, С.С. Пилявской, А.И. Трояновской и др. На некоторых из них воспроизведены ноты шубертовской фортепианной фантазии «Wanderer» («Скиталец») - любимого музыкального произведения Рихтера .

Хранитель фонда открытых писем Центра визуальной информации РГБИ Г.П.Артамонова представила коллекцию театральной фотооткрытки в собрании РГБИ, объем которой составляет около 20 тысяч экземпляров. На открытках представлены изображения артистов в ролях и в жизни, запечатлены постановки императорских театров Москвы и Петербурга, первых частных драматических и музыкальных театров (Незлобина, Корша, Камерного театра, оперы Зимина, Театра музыкальной драмы, «Аквариум», «Омон» и др.). Театральной открыткой занимались такие известные фотографы, как Г.Трунов, М.Шерер и Б. Набгольц, В.Чеховский, А.Горнштейн и др. Среди издателей открытых писем, хранящихся в библиотеке, фотоателье К.Фишера, художественная фотография на Большой Дмитровке, фотостудия Ришар в Петербурге и др.

Доклад заведующей Отделом научной обработки РГБИ Т.А. Глазуновой был посвящен музыкальным сюжетам в фотооткрытках из фондов РГБИ. На сегодня в ходе научного описания этих изобразительных материалов выявлено около 70 единиц хранения, которые можно разделить на несколько групп: портреты композиторов, ноты и тексты гимнов, музыка в живописи. Коллекция представлена продукцией отечественных и иностранных издательств, среди которых Российское музыкальное издательство, типография Мамонтова, Изогиз, Breitkopf & Hartel (Лондон) и др.
Особое место в коллекции открыток с музыкальными сюжетами занимают четыре открытых письма матери Марины и Анастасии Цветаевых - Марии Александровны, - адресованные Валентине Юрьевне Зограф-Плаксиной - пианистке, основательнице детской музыкальной школы, из которой позднее выросло Академическое музыкальное училище при Московской Консерватории.

Член Союза филокартистов России Н.В. Краснушкина рассказала об открытках из своей коллекции с изображением женских головных уборов конца XIX в. Четыре комплекта выпущены издательством «Белый город» (проект «Воскресный день»). Анализ изображений показал, что основой публикации стали картинки из английских модных журналов эпохи становления движения суфражисток.

Часть докладов и выступлений участников семинара была посвящена выставочным и издательским проектам, где основным героем выступает открытка.

Член Союза филокартистов России Низами Ибраимов представил выставочный проект «Ислам на почтовой открытке в Российской империи конца XIX начала XX века», который 27 сентября 2019 года открылся в Московской Соборной мечети. Выставка подготовлена Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Московским исламским институтом совместно с медиа-холдингом «Медина». На экспозиции представлены старинные фотографии и открытки из коллекции Н. Ибраимова, созданные в фотографических ателье городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Касимова, Чистополя, Астрахани, Уфы, городов Сибири и Урала, а также выпущенные в странах ближнего и дальнего зарубежья: Азербайджане, Узбекистане, Болгарии Греции, Египте, Турции, Франции и др.

Ведущий библиотекарь Отдела литературы по искусству Новгородской областной универсальной научной библиотеки О.В. Федина рассказала об опыте издания библиотекой двух оригинальных наборов открыток. В первом - «Книги XIX века о Новгороде» (2017 г.) - представлены титульные листы и описания книг десяти старинных изданий, посвящённых истории и культуре, архитектурным и археологическим памятникам древнего Новгорода из коллекции редких книг Новгородской ОУНБ.
Оригинальность и неповторимость комплекту открыток придали художественные изображения известных архитектурных памятников Новгорода, выполненные в технике sand art - «рисунка из песка». Автор рисунков - молодой новгородский художник Ксения Иноземцева.
Второй комплект – «Подарок императрице» (2016 г.) - результат сотрудничества с Государственным Эрмитажем. В его состав вошли открытки с видами Новгорода XIX века – репродукции фотографий из подносного альбома императрице Марии Фёдоровне, хранящегося в библиотеке Государственного Эрмитажа.

Большой эмоциональный отклик участников семинара вызвало выступление филокартиста, автора издательского проекта «Наши любимые художники» С.Н.Корниловой. Она представила новый альбом-каталог - пятый в серии «Наши любимые художники», - посвященный известному художнику почтовой открытки Лидии Маниловой. Помимо биографии художницы, которую пришлось восстанавливать по крупицам, прекрасных репродукций лицевой и адресной сторон разных вариантов изданий открыток, в каталоге присутствует таблица с указанием рыночных цен на открытки. Альбом выпущен в твердом и мягком переплетах и послужит великолепным пособием для формирования коллекции открыток художницы, а также для их атрибуции.

Круглый стол семинара затронул очень актуальную тему – библиографию филокартии. А.А. Мелитонян проанализировал текущую ситуацию, подчеркнув, что последнее библиографическое пособие по филокартии – Справочник филокартиста - было выпущено в 2006 году. В нем было учтено 152 издания. За прошедшие с тех пор 13 лет вышло, по его оценкам, не менее 500 изданий, посвященных почтовой открытке: комплекты открыток, каталоги, историко-художественные исследования на основе открытых писем, краеведческие альбомы, статьи в научных сборниках, журнальные и газетные публикации. Учет этих изданий затрудняется широкой географией издающих организаций, неисполнением закона об обязательном экземпляре, отсутствием планомерной регистрации новых публикаций.

Участники семинара согласились с необходимостью создания межведомственной рабочей группы по подготовке нового библиографического пособия, в котором были бы учтены издания по филокартии, как печатные, так и электронные, виртуальные коллекции и ресурсы по филокартии. Коллекционеры открыток предложили также создать электронную библиотеку филокартиста.