Federal State Institution of Culture

Russian State
Art Library

"Art to help the arts"
В электронном каталоге На сайте
Для корректной работы разрешите отображение всплывающих окон!

«Отец сделал мне из дерева игрушки, которые я ставила (и до сих пор ставлю) под елку: домик с разноцветными шелковыми окнами, избушку на курьих ножках, Бабу Ягу, сидящую на пеньке и серого волка. Все свои новогодние праздники в детстве я провела под елкой, сочиняя сказки, где персонажами непременно были мои новогодние игрушки: Дед Мороз, дочка Снегурочка и две внучки – маленькие Снегурочки, Баба Яга с волчонком, гусь-лебедь, который был у меня в единственном числе, и все елочные игрушки, светящиеся загадочным светом в сиянии гирлянд. Очень хорошо помню, как мы с мамой под Новый год поехали в Центральный «Детский мир» покупать искусственную елочку-малютку. До сих пор храню воспоминание, как я шла с ней по магазину и в метро, испытывая благоговейный трепет перед волшебным предметом. Она была овеяна для меня сказочным ореолом. Этот ореол я ощущала все детство почти физически. Моя елочка до сих пор красуется на каждый Новый год».

Е.Ю. Вадюхина, главный библиотекарь отдела комплектования РГБИ


На этой фотографии среди игрушек 50-х годов представлен настоящий раритет. Когда-то восковая свеча была обязательным атрибутом праздника, а теперь ее можно встретить либо на новогодних выставках, либо в собрании коллекционера. Свечи размещались на специальных подсвечниках-прищепках, которые строго вертикально крепились к веткам ели. Сейчас их заменили пожаробезопасным аналогом – елочной гирляндой. Мы уже привыкли к разноцветным мигающим огонькам, а ведь ещё до середины 1950-х годов горящие восковые свечи подобно звездам украшали новогоднюю ель своим притягательным уютным светом. А пожарные каждый год предупреждали население об опасности возгорания оставленной без присмотра елки.


В Российских городах до широкого распространения открыток на праздники было принято развозить или рассылать визитные карточки. Одну из первых серий рождественских открыток в 1898 году выпустила Община святой Евгении – благотворительная организация в поддержку сестер милосердия. На самых первых открытках не упоминались названия праздников – о них можно было догадаться по сюжету изображения. Трогательные, иногда и обширные тексты впервые появились на открытых письмах, выполненных художницей Елизаветой Бём. Многие исследователи-филокартисты считают автором первой в России новогодней поздравительной открытки художника Фёдора Беренштама. Две такие почтовые карточки с новогодним поздравлением, выпущенные к двухсотлетию Петербурга, хранятся в фонде РГБИ. В свой золотой век – с 1898-го по 1917-й – открытки были дорогим удовольствием. Стоимость их колебалась от десяти копеек до одного рубля, приходилось платить еще за пересылку и почтовый сбор. Нередко открытками украшали дома: обрамляли и вешали на стены или устанавливали на каминные доски. В начале XX века появились дешевые поздравительные фотооткрытки с постановочными сюжетами-сценками. Чаще всего на них изображали застолья молодых людей, целующихся влюбленных. Такие открытки не представляли художественной ценности и, тем не менее, расходились хорошо. В Советском Союзе массовое производство новогодних открыток было налажено только в 1950-х годах. Они до сих пор узнаваемы и любимы многими. Видимо, люди ностальгируют по времени, когда посылали всем друзьям и родным новогодние открытки с трогательные пожеланиями, ходили друг к другу в гости и с удовольствием пели застольные песни хором.


В 1950-80-х годах в рабочих коллективах было принято своими силами устраивать новогодние представления. Тогда в полной мере проявлялись доморощенные таланты. Как сказал тов. Огурцов в известном фильме «Карнавальная ночь»: «Бабу-Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своем коллективе». Нередко эти праздники были не менее веселыми и захватывающими, чем профессиональные Елки. Наверное, эта фотография не выделялась бы среди многих подобных, если бы не запечатлела новогодний утренник, устроенный в 1971 году сотрудниками Государственной Центральной Театральной библиотеки (сейчас РГБИ) для своих детей. В Театральной библиотеке всегда работали талантливые, творческие люди. Здесь регулярно проводили утренники, капустники, вечера. Каждому такому представлению предшествовала бурная и веселая подготовка: сочинялся сценарий, распределялись роли, увлеченно репетировали… Все организовывалось по самому высокому разряду. Зрители и участники никогда не забудут эти праздники.